Теоретико-методологические проблемы резонансного переноса подготовленности профессионалов ММА

Введение и актуальность. Для релевантного формулирования цели и задач исследования необходимо информационно концентрироваться на сжато-унифицированном анализе следующих взаимообусловленных и взаимопроникающих тезисов, объективно имевших место в системе спортивной подготовки бойцов ММА. Во-первых, всякий многолетний современный временной отрезок «дееспособной жизни» спортсмена, состоящий из четырех этапов его тренировки, располагает и согласуется как минимум с тремя параллельными этапами (дескриптор слова «этап» орфографической лексикой схож, но смысловая транскрипция – разной дефиниции толкования / в других источниках искомый термин трактуется как «период»): подготовительного; соревновательного; восстановительного или переходного [3, с. 87-91; 11, с. 417-419; 14, с. 207-213; 19, с. 401-405; 20, с. 514-519]. Во-вторых, спорт, в узком смысле своего определения воздействует на занимающегося им человека посредством множественных авто-функций, которые бесконечно можно дифференцировать под разными углами восприятия и трактовки (к примеру, в каждой диссертации по специальности 13.00.04, которых в масштабах страны миллионы – каждый автор прослеживает и доказывает частную функцию этого положительного влияния: по сути – рациональные занятия спортом положительно влияют на все / на успеваемость; на благополучие; на настроение; на сплочение коллектива; на половую систему; на выход из депрессии и мн. др.; на данный момент научного познания отсутствует не патологическая биоструктура, отрицательно воспринимающая воздействие двигательной активности, ибо движение – это жизнь). К числу данных функций относятся не только «тренирующая», «развивающая». Также огромную силу действенности имеют функции «эмоциональной насыщенности», «эмоционального регулирования», «активного отдыха», «рекреационная», «восстанавливающая» или «реабилитационная», которые также носят своего рода развивающий прогрессирующий характер, поскольку ускоряют ресинтез «плохого» состояния человека в «хорошее»; «слабого» – в «сильное»; «неудовлетворительного» – в «посредственное» [4, с. 352–354; 5, с. 186-188; 12, с. 333-337].

К сожалению, в настоящее время контент большинства программ и методик подготовки акцентирован именно на «тренирующую» функцию в плане повышения нагрузок и не достаточно затрагивает «обратную спираль» требуемых объема и интенсивности при психофизической реабилитации человека [6; 15, с. 791-796; 17, с. 90-92]. Оптимальное применение тренером-педагогом принципов, методов обучения, а также варьирование формами физической подготовки с учетом сложившейся ситуации на данный момент в целях достижения максимального результата, мы трактовали как актуальную концепцию «оперативной избирательности» реализации контента тренировки [2]. В данном аспекте мы видим образный аналог зрительно-воспринимающихся визуальных диаграмм-частот и диапазонов эквалайзера (EQ) магнитофона.

Целью работы являлось исследование сопряженного механизма резонансного переноса тренированности бойцов ММА в восстановительном периоде макроцикла (двух циклового) посредством применения гетерогенно взаимодействующих средств спорта из кластера «спортивные и подвижные игры».

Методологию исследования составляют положения всеобщей концепции подготовки и соревновательной деятельности участников процесса в многочисленных базовых изысканиях В. Н. Платонова, Л. П. Матвеева, С. М. Вайцеховского, Ю. В. Верхошанского, А. Я. Гомельского, В. М. Дьячкова, Ю. Д. Железняк, В. В. Кузнецова, М. Я. Набатниковой, A. A. Новикова, Н. Г. Озолина и др., представляющих научную платформу теории спорта.

Теоретической основой работы явились:

– методологические подходы к пониманию и оценке спортивной формы, как состояния наилучшей готовности спортсмена к достижению максимального результата и закономерностей ее развития (В. П. Волков, А. Н. Воробьев, А. П. Бондарчук, A. A. Красников, Л. П. Матвеев и др.);

– теория адаптации (Ф. З. Меерсон, В. И. Медведев, А. В. Коробков, А. С. Солодков, И. И. Варжеленко, Б. В. Ендальцев, Д. Н. Давиденко и др.);

– теория переноса тренированности (Н. А. Бернштейн, В. М. Зациорский Л. А. Вейднер–Дубровин, А. С. Разумов и др.);

– теория пластического обеспечения функций организма (Ф. З. Меерсон);

– концепция / феномен «минимизации» (В. Л. Марищук).

Методы и организация исследования. Методами исследования являлись: теоретический анализ и обобщение; логической обработки информации; тестирование; прогнозирование; моделирование; цифровая визуализация; педагогический эксперимент; статистический математико-биометрический анализ.

Исследование было организовано на учебно-тренировочной базе бойцовских клубов «Спарта», «Котовск» г. Тамбова.

Процедура логического построения алгоритма работы базировалась на современных дидактических принципах и организационно-методических форм проведения учебно-тренировочных занятий, психолого-педагогического и медико-биологического тестирования [1, с. 61-65; 8, с. 252-258; 10, с. 60-67; 13, с. 243-248; 16, с. 39-62].

Результаты исследования и их обсуждение. В эксперименте участвовало 20 профессиональных бойцов ММА, средний интегральный возраст которых составлял 23,7 ± 0,95 лет.

В восстановительном периоде применялось воздействие разработанной комбинации упражнения с футбольным (мини-футбольным) мячом на вторую сигнальную систему рукопашников. Первый этап упражнения предполагал реализацию алгоритма владения среднестатистическим человеком элементами футбольного мяча: исходное положение – стоя без мяча на пересечении боковой и средней линии; по свистку (команде) добежать до 6-метровой отметки, где установлен мяч; начать ведение мяча ногами любым способом в сторону других ворот; обвести 5 стоек, стоящих на расстоянии 1,5 м одна от другой (первая стойка находится в 10 м от ближайших ворот); продолжить ведение и произвести удар мячом по воротам после пересечения средней линии поля; если пропущено или не выполнено какое-либо действие и мяч после удара не попал в ворота – упражнение считается не выполненным; длина дистанции – 25 м. Второй этап предполагал выполнение условных элементов обращения с мячом по внезапным командам на фоне утомления, что задействовало мыслительный аппарат атлетов. Фиксация конечного объективно-информативного результата с вычитанием штрафных баллов, переводящихся в секунды, осуществлялся методом цифровой визуализации. Аналоговый вариант комплексного упражнения эффективно проявил себя в исследованиях на офицерах Военно-морского флота РФ стратегической атомной подводной лодки 4-го поколения проекта 955 «Борей» [9, с. 31-41].

Первый этап упражнения с волейбольным мячом также предполагал реализацию алгоритма среднестатистического владения элементами мяча: Исходное положение: стоя с мячом в руках на задней линии (линия подачи). По свистку (команде) выполнить верхнюю прямую подачу на противоположную сторону площадки, пробежать до линии атаки, подобрать мяч, лежащий в середине круга (диаметром 2 м) и выполнить 5 передач мяча двумя руками сверху или снизу не выходя за пределы круга, поймать мяч, под бежать с ним к сетке и с собственного набрасывания выполнить прямой нападающий удар в прыжке через сетку на противоположную сторону площадки. Если пропущено или не выполнено какое-либо действие, либо мяч после подачи или нападающего удара приземлялся за пределами игровой площадки – упражнение считается не выполненным. Длина дистанции – 9 м. Второй этап предполагал выполнение условных элементов обращения с мячом по внезапным командам на фоне утомления, что задействовало мыслительный аппарат бойцов.

Первый этап реализации упражнения с баскетбольным мячом предполагал следующий алгоритм действий. Исходное положение: стоя с мячом в руках на средней линии в центре площадки. По свистку (команде) начать ведение мяча в сторону щита, войти в ограниченную зону (3-х секундную), выполнить передачу в щит любым способом, поймать отскочивший от щита мяч и продолжать ведение в направление 2-го щита, обвести 5 стоек, расположенных в 2-х метрах одна от другой (первая стойка находится на пересечении средней линии и центрального круга) и произвести бросок мяча по кольцу любым способом до попадания. Если пропущено или не выполнено какое-либо действие – упражнение считается не выполненным. Длина дистанции – 40 м.

Второй этап комплексного упражнения с баскетбольным мячом задействовал когнитивную, психофизиологическую и психо-соматическую сферу юных спортсменов. Так, апробировалось следующее упражнение с мячом:

  1. – ведение мяча 25 м любым баскетбольным способом по упрощенным правилам (одной или двумя руками);
  2. – во время ведения мяча прием следующих сигналов: поднятые 1–2 красных флажка у ведущего означают 1–2 правых круга вокруг стоящей впереди стойки; 1–2 белых флажка означают еще 1–2 левых круга; 1–2 свистка означают суммирование количества правых кругов; затем пробегается еще 20 м к следующей стойке и повторяются те же сигналы флажками и свистком за тем исключением, что сумма свистков означает увеличение количества не правых, а левых кругов; затем пробегается 5 м к финишу. Общее количество кругов – 12 (2+2+2+2+2+2 или 3+1+2+1+3+2, или 1+3+1+3+1+3 и др.).

Для увеличения пропускной способности контрольной площадки, на ней устанавливалось 5 полос (по 2 стойки) с 5-ю  контролерами, отмечающими время прохождения 50 м со стойками, а главное – количество ошибок. На прохождение дистанции (при пяти контрольных полос) запускаются соответственно по 5 человек через 2–3 минуты.

На втором этапе исследования в естественных условиях тренировочного процесса бойцовских клубов «Спарта», «Котовск» восстановительного периода этапа спортивной специализации нами проводился естественный педагогический формирующий эксперимент длительностью 1 мезоцикл / 4 недели из 52-х общего макроцикла, отраженного нормативными требованиями федерального стандарта спортивной подготовки (ФССП) по виду спорта «рукопашный бой» [7]. Участники были разделены на 2 группы – контрольную (КГ) и экспериментальную (ОГ), по 10 человек в каждой. Физическое совершенствование бойцов ОГ акцентировалось на преимущественную эпизодическую реализацию разработанных нами комплексных упражнений с вариативными мячами. Следует отметить, что педагогический упор воздействия был нацелен на полноценное задействование функции спорта «эмоционального регулирования», способствующей снятию кумуляции нервно-психического накопления напряженности бойцов ММА, «обманного» отвлечения их сознания от назойливых «давящих» стереотипов мышления и памяти. По сути супер-цель реализованных двух этапных комплексных упражнений заключалась не столько в фиксации результатов их выполнения, а под видом формализованного контроля и аналогом фармакологического действия «плацебо» перестроить, «перезагрузить» психо-эмоциогенный компонент работоспособности рукопашников, для более репродуктивной направленности их персонального совершенствования [18, с. 393–395]. Оценка интеллектуального и психофизиологического компонента спортсменов до и после эксперимента осуществлялась нами с помощью тестов ПФК-01 по компьютерной программе Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова (Санкт-Петербург), а также теста нарастающей трудности Равена.

После экспериментального периода тренировок бойцы КГ по результатам реализации упражнений не имели особенных флуктуаций различия. Спортсмены ОГ по одной из вариаций из отрабатываемых комплексных упражнений показали следующие результаты (таблица 1).

 

Таблица 1 – Результаты педагогического формирующего эксперимента по выполнению вариации комплексного упражнения с мини-футбольным мячом

 

 

Результаты

 

Разница

d

Отклонения от

средней разности

 

Ранг

разности

 

Tx

 

Знак разности

в начале опыта

в конце опыта

   

1

29,8

25,2

-4,6

-2,1

4,41

10

 

2

27,0

24,2

-2,8

-0,3

0,09

7

 

3

29,1

25,9

-3,2

-0,7

0,49

8

 

4

27,1

24,7

-2,4

+0,1

0,01

3

 

5

29,3

24,9

-4,4

-1,9

3,61

9

 

6

26,0

26,1

+0,1

+2,6

6,76

1

1

+

7

26,2

26,4

+0,2

+2,7

7,29

2

2

+

3

26,6

24,1

-2,5

0

0

4

 

9

26,9

24,2

-2,7

-0,2

0,04

5,5

 

10

26,8

24,1

-2,7

-0,2

0,04

5,5

 

274,8

249,8

-25,0

0

22,74

 

 

 

 

Из таблицы 1 видно, что из 10 знаков критерия Вилкоксона для сопряженных пар только два положительны. В соответствии с таблицей-справочником биометрии критическое значение числа знаков в этом случае равно: z05 =2, а так как z = z05 нулевая гипотеза не отвергается и вывод об улучшении результатов сделать нельзя. Однако сопоставляя результаты, трудно согласиться с этим. Применение критерия Стьюдента показало, что

 

 ;               ,

а поэтому

Полученное значение критерия t значительно превышает табличное t = 3,25. Причина расхождения между результатом анализа при помощи критерия знаков Вилкоксона и критерия t состоит в том, что при учете только знака разности мы не принимаем в расчет величину этой разности. Критерий t позволил заметить величину разности, и потому он более чувствителен, чем критерий знаков. В данном случае сумма рангов изменений со знаком плюс равна 3, а по справочной таблице биометрии при n=10 критическое значение Т01 = 3. Поэтому нулевая гипотеза отвергается и вывод об улучшении результатов под влиянием специальной тренировки статистически значим при Р = 0,01.

Результаты динамики теста Равена представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Результаты динамики теста Равена в ходе педагогического формирующего эксперимента

 

Тест Равена

(усл.ед.)

Группы

Исходные показатели

В конце эксперимента

Достоверность различий

х±m

х±m

Доверительный интервал

(р)

t

критерий

ОГ

КГ

5,60±0,2

5,71±0,4

6,37±0,3

6,68±0,4

0,05

2,14

1,73

Из таблицы видно, что результаты ретеста бойцов ММА ОГ по критерию Стьюдента достоверно (p<0,05) превышают аналоговые значения дискриминантной группы испытуемых за счет достоверной плотности разброса параметров, отмеченных по критерию Фишера (F = 2,1; p<0,05). Идентичный показатель вариативности у КГ соответствовал: F = 1,48; p>0,05, что является своего рода психолого-педагогическим мейнстримом, поскольку в конце эксперимента абсолютные значения теста Равена в КГ были на 4,64% лучше. В целом это отражает аутентичность явления педагогического воздействия двух этапных вариативных комплексов упражнений с разнородными мячами на продуктивность психофизиологической работоспособности у искомых бойцов ММА.

Выводы. Перекрестная кросс-адаптация профессионалов ММА к устойчивому выполнению комбинаций упражнений нашла резонанс в достоверном прогрессировании значений времени реализации ряда вариаций моторно-двигательного компонента спортсменов (Р = 0,05–0,01), а также теста Равена, по сравнению с фоновыми значениями (t = 2,14; p < 0,05). Восстановительный период исследуемых бойцов в плановом порядке трансформировался в состязательный период подготовки продолжающегося трех циклового годичного макроцикла. Пять принимавших участие в составе экспериментальной группы в естественном педагогическом формирующем эксперименте спортсмены (в отличие от лиц контрольной группы) заняли призовые места на очередном «Чемпионате России» (ноябрь-2022): серебро –А. Г., С. Д.; бронза – Г. Б., Д. Т и девушка С. С. Полагаем целесообразным использовать данную комбинаторику сопряженно-резонансных упражнений в практике подготовки бойцов ММА, как компонент теории переноса тренированности в теории и методике спорта.

Прокрутить вверх