Методика применения настольной игры «Юный турист на Сахалине» на уроках ОБЖ

Жизнь современного человека неразрывно связана с техносферой, созданной им для обеспечения своего комфортного и безопасного существования, которая в свою очередь несет чрезмерную нагрузку на природную среду и интегрированные в нее компоненты. Вследствие этого, возникают значительные противоречия в системе «человек – техносфера – природа», которые инициируют возникновение чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социально-биологического характера, приводящих к увеличению их общего количества и размера ущерба от реализации опасных процессов, и явлений. Исходя из этого, приоритетной задачей системы образования является подготовка учащихся к защите от возможного возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций – природных, техногенных, социальных [1].
Вопросы обеспечения безопасности человека прослеживаются в содержании практически всех учебных предметах и дисциплинах, но универсальным источником знаний для учащихся в области защиты от негативного воздействия вредных и опасных факторов в школе является учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», включенный в программы среднего образования с 1991 года в качестве ответной реакции общества на стремительный рост опасностей во всех сферах жизнедеятельности человека и для реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Согласно Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы «…изучение предмета «ОБЖ» обеспечивает формирование базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствует выработке умений распознавать угрозы, избегать опасности…грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях» [2, С.2]. Рассматривая требования федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения учебного предмета «ОБЖ», следует отметить, что формирование «культуры безопасности» школьника происходит не в момент получения знаний и приобретения умений, а во время проявления способности творческого решения проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности [3]. Данный вывод находит свое подтверждение в различных научных исследованиях, например, С.В. Абрамова отмечает, что «…следует ориентировать учащихся на усвоение наиболее значимых элементов содержания предмета «ОБЖ» – теории, закономерностей, ведущих понятий, фактов, необходимых, для мировоззренческих выводов и практической деятельности человека, для формирования качеств личности безопасного поведения» [4, С.21]. Таким образом, практико-ориентированная направленность предмета «ОБЖ» требует организовывать занятия с применением различных методов обучения, которые не только обеспечат передачу знаний об опасных процессах окружающего мира, но и будут способствовать развитию умений и навыков действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.
Для достижения этой цели, на уроках ОБЖ педагогами широко применяются интерактивные игровые методы обучения, которые позволяют связать воедино теоретическую и практическую подготовку обучающихся. Современная педагогика уделяет большое внимание развивающим, обучающим, коммуникативным и познавательным аспектам дидактических игр [5]. При помощи игры возможно организовать применение полученных абстрактных знаний учащихся в искусственно созданной, управляемой ситуации с заложенными, контролируемыми параметрами, таким образом, что изученный на уроках ОБЖ учебный материал рассматривается в контексте его практической значимости. Многообразие видов игр, которые возможно применить при изучении «ОБЖ» в школе, дает большую свободу выбора учителю, для подбора наиболее оптимально соответствующей изучаемой теме игры.
Одним из видов дидактических игр, широко использующихся на уроках ОБЖ, являются настольные игры, отличительной особенностью которых является деятельность обучающихся, протекающая в имитируемой действительности, воссоздаваемой благодаря правилам, игровым атрибутам, воображению участников и талантам авторов-разработчиков [6].
В сети интернет представлены десятки тематических игр, посвященные действиям в экстремальных ситуациях, изучению правил дорожного движения и пожарной безопасности и прочим мерам защиты населения. Однако, зачастую их формат предназначен для использования в дошкольном или младшем школьном возрасте и является малоинтересным для школьников старших классов. Помимо этого, большинство подобных настольных игр имеют вопрос-ответную структуру, что в итоге превращает игровой процесс в некое подобие контрольной работы или тестирования. Именно это обусловило необходимость разработки настольной игры по ОБЖ, которая будет интересна школьникам старшего возраста, а также включать региональный компонент, служить источником получения знаний и умений.
Основываясь на содержании школьного предмета «ОБЖ», характеристиках природной среды Сахалинской области, в 2018 году на базе кафедры безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет», при поддержке фонда социальных инициатив «Энергия», действующего в рамках социальной политики компании «Сахалинская энергия», была разработана настольная дидактическая игра «Юный турист на Сахалине», предназначенная для использования на уроках ОБЖ в процессе изучения тем, посвященных обеспечению безопасности в природных условиях [7].
Целью игры является обобщение и закрепление знаний учащихся по темам «Подготовка к активному отдыху на природе», «Активный отдых на природе и безопасность», «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде».
Применение разработанной настольной игры позволяет реализовывать следующие дидактические задачи образовательного процесса:
 повышение активности учащихся на уроках в результате нетрадиционного формата организации занятия;
 развитие познавательного интереса посредством проблемного изложения игровых заданий;
 формирование коммуникативной культуры обучающихся, проявляющейся при обсуждении игровых заданий и группового поиска их решений;
 формирование способности применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
В процессе игры, участникам предлагается преодолеть маршрут, изображенный на игровом поле (Рис. 1). Для того, чтобы сделать ход, нужно бросить кубик, получить карточку с заданием и выполнить его. В случае правильного ответа на вопрос или выполнения практического задания, игрок передвигает фишку на то количество ходов, которое выпало на кубике, а при неверном выполнении задания фишка игрока остается на месте. Поочередно бросая кубик, игроки передвигают свои фишки по линейному маршруту, отображенному на игровом поле, выполняя по ходу игры задания, указанные на карточках, которые участник получает, делая ход.

Рис. 1. Игровое поле настольной игры «Юный турист на Сахалине»

Для создания практико-ориентированного контекста игровой деятельности была разработана «Легенда игры»: «Группа туристов решила посетить Сахалинскую область и совершить туристический поход по всему острову Сахалин и островам Курильской гряды согласно проложенному маршруту. Однако, острова Сахалинской области не являются местом для простой прогулки, и туристам на всем протяжении маршрута будут встречаться разные опасности, препятствия и трудности, которые им надо будет преодолеть, чтобы добраться до финиша».
Максимальное количество играющих до 4 игроков и один ведущий. В качестве игрока может выступать как один человек, так и команда, например, в игру хотят играть 12 человек, они разбиваются на 4 команды по 3 человека. В подобном варианте количество играющих ограничивается только количеством желающих.
Практико-ориентированный характер игре придают специально разработанные задания, основанные на содержании учебного курса «ОБЖ» и учитывающие краеведческий материал Сахалинской области. Всего разработано 55 карточек с заданиями. Содержание заданий представлено в таблице 1.

Таблица 1. Содержание заданий настольной игры «Юный турист на Сахалине»
Раздел Содержание задания Способ выполнения задания
Ориентирование Вы не успели выйти к лагерю (месту ночлега) до темноты. Теперь, чтобы понять куда же вам двигаться дальше, необходимо отыскать на небе Полярную звезду, которая как мы знаем указывает направление на север.
*на карточке имеется изображение участка ночного небосвода с звездами.
**в комплекте 2 карточки с одинаковыми заданиями но с разными изображениями ночного небосвода. Демонстрация
Похоже, что вы немного заблудились, но хорошо, что у вас при себе оказались часы. Попробуйте сориентироваться по солнцу. Сейчас 12 часов дня (полдень), вы встали лицом к солнцу, с какой стороны от вас будет Север, Юг, Запад и Восток.
*в комплекте 3 карточки с различным указанием времени (12:00; 19:00; 06:00). Устный ответ
Похоже, что вы немного заблудились. Было бы неплохо сориентироваться по солнцу, но у вас нет с собой часов, а момент, когда солнце только показывается из-за горизонта, вы благополучно проспали. Однако можно дождаться 12:00 и тогда сориентироваться. Как вы определите по Солнцу, когда наступит 12:00? Устный ответ
Настала ночь, и вы не успели дойти до пункта назначения, да к тому же похоже заблудились, что немудрено в темном лесу. На ночном небе светит полная Луна. Хорошо, что у вас при себе оказались часы. Сейчас 12 часов ночи (полночь), вы встали лицом к Луне, с какой стороны от вас будет Север, Юг, Запад и Восток. Устный ответ
Азимут – это угол, между направлением на север и искомым направлением (направлением на ориентир, направление куда нужно двигаться). При помощи компаса возьмите азимут 45° и укажите рукой направление.
*на карточке изображен пример взятия азимутов при помощи компаса, который игрок может использовать в качестве подсказки
**в комплекте 4 карточки с различным указанием азимутов. Демонстрация
Пора поработать с картой. Что означает цифра внизу карты 1:200000 и каким образам она может быть нам полезна? Вам нужно определить расстояние между точкой А и точкой Б (в километрах).
*на карточке имеется изображение карты и её масштаб.
**в комплекте 4 карточки с различными изображениями карт, расстоянием между пунктами А и Б и указанием масштабов. Демонстрация
Вот беда, куда-то задевался ваш компас, и плотные облака, которые на Сахалине не редкость, закрыли солнце. Но ничего страшного, вы взяли с собой швейный набор, на случае если придется что-то подлатать в дороге, а значит, что вы сможете сделать аналог компаса. Расскажите нам, как вы его сделаете? Устный ответ
Полевой быт и организация лагеря Костер типа «нодья» складывается из брёвен. Главная особенность «нодьи» – длительное горение. Это самый долгогорящий костер, который не требует частого подбрасывания дров, а при правильной организации горит всю ночь и позволяет человеку без лишних хлопот переночевать в лесу при низких температурах. Известны случаи успешной безопасной ночевки с нодьей в лесу без спального снаряжения при минус 20°C – минус 30°C. Сложите из макетов дров костер «нодья».
*к карточке прилагается 10 макетов бревен (веток) из которых игроки складывают костер.
**в комплекте 4 карточки с описанием различных типов костров (нодья, шалаш, звездный, колодец) Демонстрация
Во время путешествия вы наткнулись на чей-то лагерь, похоже здесь кто-то живет, но никого не видно поблизости. Назовите ошибки, которые допустил турист при установке лагеря. Задание считается выполненным, если вы назвали три ошибки. За четыре правильных ответа, вы можете сделать дополнительный ход, бросив кубик еще раз.
*на карточке изображен оставленный туристом лагерь Устный ответ. Работа с изображением
Вы отправились на небольшую летнюю прогулку по окрестным лесам, но похоже немного заблудились. Все попытки выйти на знакомую тропинку до вечера не увенчались успехом, а в темноте продолжать поиски пути домой бессмысленно, да и к тому же вероятно скоро пойдет дождь. Вам стоит подумать об организации ночевки в лесу. Хорошо, что вы с собой взяли небольшой топорик и спички, так что проблем с разведением костра быть не должно. Но как построить временное жильё? Приведите несколько вариантов постройки временного укрытия в лесной местности. Необходимо назвать и изобразить схематично несколько способов, которые должны совпасть с указанными в карточке ответов (не менее 2-х совпадений). Демонстрация
Туристский бивак (бивуак) или лагерь – это место привала, где путешественники отдыхают, питаются, ночуют, готовятся к дальнейшему пути, это укрытие от непогоды, это костер, очаг, центр общения. Бивак – это дом, в котором турист живет во время похода. Организация привала – это в первую очередь, правильный и грамотный выбор места, хорошая подготовка площадки, установка палаток, разведение костра и обеспечение безопасности стоянки. Назовите основные требования к месту установки бивака. Необходимо назвать несколько требований, которые должны совпасть с указанными в карточке ответов (не менее 3-х совпадений). Устный ответ
С началом весеннего периода на Сахалине активизируются клещи, которые проникая под одежду, присасываются к телу человека в местах с тонкой кожей и обильным кровоснабжением. Иногда, при укусе клеща, в ранку попадают вирус энцефалита или бактерии, вызывающие боррелиоз. Перечислите способы защиты от клещей. Необходимо назвать несколько способов, которые должны совпасть с указанными в карточке ответов (не менее 3-х совпадений). Устный ответ
Ну что, доигрались? Ваше халатное отношение к подготовке к походу и собственной подготовке, привело к тому, что вы окончательно и безнадежно заблудились. Хорошо еще, что вы перед выходом в поход сообщили спасательной службе ваш маршрут. Теперь остается только сидеть и ждать, когда вас спасут. Чтобы спасателям было легче вас найти, следует подать сигналы бедствия. Перечислите способы подачи сигналов бедствия. Вам надо назвать несколько вариантов, которые совпадут с указанными в карточке ответов (не менее 3-х совпадений). Устный ответ
Работа с веревкой Для преодоления препятствий (крутые спуски и подъемы, переправы) туристу необходимо знать хоть несколько надежных узлов. Узел «Проводник восьмерка» является как раз одним из таких узлов. Он прост и надежен, легко вяжется, не ползет, при нагрузке как правило не затягивается намертво. Его можно использовать для привязывания веревки к опоре, для формирования нескользящей петли как в конце веревки, так и в середине. Свяжите узел «проводник восьмерка».
*на карточке находится изображение узла.
**в комплекте 5 карточек с описанием и изображением узлов, наиболее часто использующихся в туризме. Демонстрация
Встреча с медведем Выйдя на поляну, вы неожиданно увидели медведя метрах в 100-150 метрах от себя. Похоже он вас тоже заметил и даже встал на задние лапы, чтобы получше вас рассмотреть. Но пока не делает попытки свести с вами знакомство поближе. Опишите ваши дальнейшие действия. Вам необходимо назвать несколько вариантов действий, которые совпадут с указанными в карточке ответов (не менее 2-х совпадений). Если вы назовете вариант действий, указанный в карточке ответов как запрещенное действие, задание считается невыполненным.
*в комплекте 3 карточки, 2 из которых описывают ситуации встречи с медведем (наблюдение (100-150 м.) и нападение медведя (20-30 м.)) и одна карточка посвящена профилактике встречи с медведем в природной среде. Устный ответ
Преодоление водных преград Ваша группа подошла к небольшой реке, через которую нужно перейти. Никто не хочет мочить ноги, но вам повезло, и вы увидели бревно, которое как раз перекинуто через реку. Но вот незадача, бревно довольно скользкое и не очень толстое. Организуйте переправу группы через бревно с соблюдением мер безопасности (выполните, если играете командой или проговорите, если играете один).
*для демонстрации предоставляется отрезок веревки – 10 м., 3 карабина. Демонстрация
Хотя реки Сахалина нельзя отнести к горным и бурным, но и в них после дождей, наблюдается сильное течение. К несчастью, в последние дни шел дождь, а вам нужно перебраться на другой берег реки и кроме как вброд, другого способа нет. Продемонстрируйте, как вы будете перебираться на другой берег реки, укажите варианты перехода реки вброд для одного человека, 2-х человек и группы из 3-х и более человек. Демонстрация
Оказание первой помощи Один из членов вашей группы споткнулся во время спуска с каменистого склона и упал. Во время падения он сильно рассек кожу головы чуть выше лба. Наложите повязку «чепец».
*На карточке находится изображение повязки
**для выполнения задания предоставляется бинт Демонстрация
Один из членов вашей группы неудачно упал и сломал правое предплечье. Окажите ему первую помощь, чтобы он смог дойти до того места, где ему окажут медицинскую помощь.
*На карточке находится изображение повязки
**для выполнения задания предоставляется косынка и булавка Демонстрация
Один из членов вашей группы неаккуратно обращался с ножом и довольно сильно поранил ладонь. Наложите повязку. Рекомендуем крестовую или восьмиобразную повязку, так как простая циркулярная (круговая) будет сползать.
*На карточке находится изображение повязки
**для выполнения задания предоставляется косынка и булавка Демонстрация
Сегодня погода вам благоволит, ярко светит солнце, наконец, лето похоже на лето, температура поднялась до +25°. Ваша группа уже довольно долго идет с рюкзаками по лесу в быстром темпе, так как вы хотите успеть как можно скорее дойти до места следующей ночевки, чтобы еще покупаться, пока тепло. Но вдруг один из участников похода начинает жаловаться на плохое самочувствие. У него повышена температура, он испытывает сильную головную боль, бледен, жалуется на тошноту, его сердцебиение и дыхание учащено. Какой предположительный диагноз? Перечислите мероприятия первой помощи. Необходимо сказать, что с ним, и рассказать алгоритм оказания первой помощи. Устный ответ
Добыча пищи и воды в условиях автономного существования в природной среде Вы увидели несколько грибов на полянке, ну что же, грибной суп на ужин очень был бы кстати, но вот только можно ли их использовать для приготовления супа? Назовите гриб и определите съедобен он или ядовит.
*в комплекте 5 карточек с изображением грибов, произрастающих на территории Сахалинской области. Устный ответ
Какая замечательная ягода вам попалась, назовите ягоду и укажите съедобна она или ядовита.
*в комплекте 8 карточек с изображением ягод, произрастающих на территории Сахалинской области. Устный ответ
Вы поймали рыбу, с одной стороны вы рады и уже предвкушаете вкус наваристой ухи, с другой стороны вам что-то не нравится в пойманной рыбе. Назовите признаки, по которым следует воздержаться от употребления пойманной рыбы в пищу. Вам необходимо назвать несколько признаков, которые совпадут с указанными в карточке ответов (не менее 2-х совпадений). Устный ответ
Похоже, что вы неправильно рассчитали запас продуктов питания, необходимый для похода, и вот уже второй день на завтрак, обед и ужин у вас только горячая вода и укоризненные взгляды других членов группы. Вам повезло, вы вышли на довольно широкую (метров 10 – 15), речку, в которой судя по всплескам довольно много рыбы, однако, вы не взяли с собой рыболовные снасти. Как вы будете ловить рыбу?
Вам надо назвать несколько вариантов действий, которые совпадут с указанными в карточке ответов (не менее 3-х совпадений). Устный ответ
Вы уже давно идете по тропинке, нагрузка и жаркая погода вынудили вас преждевременно выпить всю воду из фляги и теперь вас мучает жажда. Каким образом вы добудете воду для питься в условиях Сахалинской области? Необходимо назвать несколько способов добычи питьевой воды, которые должны совпасть с указанными в карточке ответов (не менее 4-х совпадений). Устный ответ

Исходя из материалов таблицы 1 можно сделать вывод, что 45% заданий предполагают практическую демонстрацию умений выполнять предметные действия (работать с компасом, вязать узлы, накладывать повязки). Основным отличием от вопрос-ответной организации проведения подобных игр по ОБЖ является включение дополнительной информации в сам текст заданий, посредством их формулировки или добавления информативного изображения (рис. 2 (а)) и использование системы развернутых подсказок, которыми игроки могут воспользоваться при выполнении задания (рис. 2 (б, в)). При этом содержание подсказки составлено таким образом, что оно только помогает правильно выполнить задание или сформулировать верный ответ, а не предоставляет его в готовом виде.

а. б в
Рис. 2. Формы подсказок, применяемых в настольной игре «Юный турист на Сахалине»
а – подсказка находится в карточке задания; б, в – отдельные карточки с подсказками

После ознакомления с содержанием задания, игрок решает, будет ли он использовать подсказку или нет, и в случае выбора подсказки, он делает своей фишкой один ход назад. Несмотря на данный «штраф», использование подсказки все равно целесообразно, так как дает шанс правильно выполнить задание и сделать столько шагов вперед, сколько выпало на игровом кубике.
Игра подразумевает наличие ведущего, которым обычно является учитель ОБЖ, но в случаях если школьники играют в игру самостоятельно, то предусмотрено применение специальных карточек (рис. 3), в которых изложены варианты ответов на вопросы. В данных случаях, игроку необходимо в ответе указать 2 или 3 варианта, совпадающих с вариантами, предложенными в карточках с ответами.

Рис. 3. Карточки с вариантами ответов

Перед началом игры, ведущий предлагает игрокам определить очередность хода, бросая кубик по очереди. Тот игрок у которого выпало наибольшее число имеет право ходить первым, остальные игроки распределяются в порядке уменьшения результата броска. Игра начинается с размещения фишек на морском пароме под надписью «Старт», при этом ведущий должен озвучить следующую информацию: «Морской паром является относительно надежным средством транспортного сообщения Сахалинской области с материком, но иногда погода вносит свои корректировки и тогда приход судна в порт назначения – город Холмск вовремя невозможен. Для того, чтобы начать игру, игроки должны выбросить на кубике число «3», «4», «5» или «6». В этом случае они делают столько ходов, сколько указано на кубике. Если выпадает «1» или «2», это означает что на море шторм и паром задерживается, вследствие чего игрок пропускает ход. В случае повторного выпадения чисел «1» или «2» игрок также остается на пароме, похоже море не на шутку разбушевалось. Если в третий раз выпадают числа «1» или «2», игрок сходит на берег, делая столько ходов, сколько выпало на кубике». Таким образом, уже в самом начале игры игрокам сообщается информация о зависимости в Сахалинской области транспортного сообщения с материковой части Российской Федерации от погодных условий, которые всегда следует учитывать, при планировании своих мероприятий.
Бросив кубик, игрок должен взять карточку с заданием, прочитать его вслух, определиться с использованием подсказки и приступить к выполнению. Игроку на выполнение задания дается время, которое указано на карточке и зависит от сложности выполнения задания. Больше времени отводится на выполнение практических заданий и меньше на теоретические. Если игрок не выполнил задание, он в этот ход оставляет свою фишку без движения.
Ведущий оценивает правильность выполнения задания ориентируясь на знание предмета «ОБЖ», собственный опыт или по перечню допустимых ответов. Карточки с перечнями допустимых ответов находятся у ведущего и игрокам не показываются. В случае, если ответ игрока не совпадает с ответами, указанными в карточке, но близок по смыслу к правильным вариантам, то задание может быть засчитано как выполненное.
На игровом поле находятся кружки желто-синего цвета. В случае, если игрок попал на подобное поле, в следующий ход ему необходимо выполнить задание по ориентированию. Для этого ведущий выбирает несколько карточек с заданиями из раздела «Ориентирование» и предлагает игроку выбрать одну из них, после чего остальные карточки возвращаются на место. После того, как игрок выберет карточку, он ее читает вслух и приступает к выполнению задания. Если игрок не выполнит задание, то он пропускает ход, считается заблудившимся в лесу и в последующем продолжает путь по синей, более длинной, ветке маршрута. При правильном выполнении задания, игрок продолжает движение по желтой ветке маршрута.
Игра заканчивается после того, как один из игроков достигнет финиша.
Как и любые настольные игры, «Юный турист на Сахалине» имеет комплект игрового инвентаря, который позволяет выполнять задания, связанные с демонстрацией практических умений и навыков. Полная комплектация игры «Юный турист на Сахалине» представлена в таблице 2.

Таблица 2. Комплектация игры «Юный турист на Сахалине»
№ п/п Наименование игрового элемента Кол-во
1 Игровое поле размером 841х1189 мм. 1 шт.
2 Кубик игральный 6-гранный 1 шт.
3 Фишка игрока 4 шт.
4 Карточки с заданиями 55 шт.
5 Карточки с подсказками 20 шт.
6 Карточки с вариантами ответов 13 шт.
7 Отрезок веревки (диаметр – 8-10 мм, длина – 10 м.) 1 шт.
8 Отрезок веревки (диаметр – 6-8 мм, длина – 1 м.) 4 шт.
9 Карабин 3 шт.
10 Макет дров 10 шт.
11 Компас 1 шт.
12 Бинт 3 шт.
13 Косынка 1 шт.
14 Булавка английская 1 шт.
15 Карандаш 1 шт.
16 Блокнот 1 шт.
17 Линейка 1 шт.

Настольная игра «Юный турист на Сахалине» продолжает активно использоваться в учебном процессе и по настоящее время. Часть изготовленных игровых комплектов передана в школы Сахалинской области, а электронный сборник игровых материалов предоставлен Сахалинской региональной общественной организации «Родная земля» для массового использования в своей просветительской деятельности. За период с 2018 по 2022 год были проведены десятки уроков ОБЖ с применением данной настольной игры. Кроме того, игра «Юный турист на Сахалине» используется профессорско-преподавательским составом кафедры безопасности жизнедеятельности в ежегодных профориентационных мероприятиях, проводимых на базе ФГБОУ ВО «СахГУ»: «Университетские субботы» и «День открытых дверей». Методические рекомендации по проведению игры используются в предметно-профильной подготовке бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности и на педагогических практиках.
Проведенный анализ результатов применения настольной игры «Юный турист на Сахалине» показал значительный рост активности обучающихся на занятиях, повышение качества усвоения учебного материала. Например, наблюдалась скорость выполнения практических действий (вязание узлов, определение азимута при помощи компаса), по сравнению со временем, которое они затрачивали на уроках. Яркость игрового поля с краеведческим материалом, привлекает внимание школьников, которые при виде игрового поля узнают города, достопримечательности, географические особенности и могут видеть опасности Сахалинской области.
Таким образом, настольная игра «Юный турист на Сахалине» демонстрирует свою эффективность применения на уроках ОБЖ, а накопленный в процессе её апробации материал послужит основой для создания её новых вариантов. В качестве перспективных направлений дальнейшей работы над игрой планируется увеличить объем заданий и расширить их тематику, совершенствовать механизм игрового процесса для повышения вариативности действий игроков, а также осуществить разработку содержания заданий с учетом ландшафтных особенностей игрового поля.
Применение настольных игр в учебно-воспитательном процессе обладает высоким образовательным потенциалом за счет высокой изобразительности, креативного сценария, отображающего возможные реальные ситуации, подталкивающего к решению учащимися когнитивных и практических задач. Эффективность настольных дидактических игр обуславливается наличием игрового инвентаря, с которым в процессе игры проводятся различные манипуляции, что способствует деятельному, практико-ориентированному и активному обучению.

Прокрутить вверх