Педагогическая модель развития коммуникативных УУД на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» через проектную деятельность в условиях реализации обновленного ФГОС ООО

Обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обусловил использование педагогами педагогических технологий, направленных на эффективное формирование у обучающихся метапредметных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ [5].

Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике. Они выражаются в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладению навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе в цифровой среде.

Основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общая структура учебной деятельности учащихся были раскрыты в рамках научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. Дальнейшим развитием этих направлений явилась концепция универсальных учебных действий (УУД), разработанная под руководством А.Г. Асмолова

При разработке программы и подготовке к занятиям перед педагогами возникает много вопрос: как эффективно сформировать метапредметные результаты? Какие технологии будут более продуктивными для формирования развития универсальных учебных действий? Какие современные методы и средства использовать на уроке?

При изучении всех предметов ФГОС ООО в школе, в том числе и предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», особое внимание уделяется формированию метапредметных результатов, которые напрямую связаны с универсальными учебными действиями, в том числе и коммуникативные (обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся; включают в себя самоорганизацию, самоконтроль (рефлексию), эмоциональный интеллект, принятие себя и других) [5].

Цель исследования – выявление теоретических оснований педагогической модели развития коммуникативных УУД на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» через проектную деятельность.

На рисунке 1 представлена педагогическая модель развития коммуникативных УУД на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» через проектную деятельность.

 

Рисунок 1 – Педагогическая модель развития коммуникативных УУД на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» через проектную деятельность

 

Основными компонентами педагогической модели развития коммуникативных УУД на уроках ОБЖ через проектную деятельность мы выделили целевой, содержательный и организационный.

Целевой компонент модели. Прежде всего, необходимо отталкиваться от главной цели ФГОС ООО: в его основе заложен системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

И здесь проектная деятельность становится универсальным условием для развития коммуникативных УУД обучающихся, так как она предполагает высокую степень инициативности участников образовательного процесса: проект формирует коммуникативные способности, позволяет организовать мыслительную деятельность обучающихся, развить творческий подход. Соответственно, очень важно создать определенные педагогические условия, в которых обучающиеся смогут практиковаться в формировании коммуникативных УУД.

Содержательный компонент модели. Содержательный компонент педагогической модели составляет содержание образования, которое выступает основным средством развития коммуникативных УУД. В отношении представленной модели содержательный компонент включает в себя содержание темы и деятельность обучающихся в соответствии с Федеральной рабочей программой основного общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности» (для 8–9 классов образовательных организаций), реализация которых осуществляется через проект. В процессе изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» формируются ноксологические знания, умения и навыки, а также алгоритмы безопасного поведения и способы, средства и методы коллективной и индивидуальной защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях различного происхождения [3]. Соответственно, данные содержательные единицы и составили основу рассматриваемого содержательного компонента.

Организационный компонент модели. Организационный компонент модели включает в себя комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное воплощение педагогической модели развития коммуникативных УУД на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» через проектную деятельность в образовательный процесс, или, другими словами, осуществление педагогом сопровождения усвоения обучающимися охарактеризованного выше содержательного компонента посредством технологии проектной деятельности.

Ниже представлен вариант развития коммуникативных УУД на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» на примере темы «Безопасное поведение и современные увлечения молодёжи» модуля «Безопасность в социуме» посредством проектной деятельности на основании представленной модели. Содержание темы «Безопасное поведение и современные увлечения молодёжи» и основные виды деятельности обучающихся представлены в данных таблицы 1.

 

Таблица 1 – Содержание темы «Безопасное поведение и современные увлечения молодёжи» и основные виды деятельности обучающихся [4]

Содержание

Основные виды деятельности

Современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с ними, правила безопасного поведения. Правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми

1.        Характеризуют современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с ними, раскрывают правила безопасного поведения.

2.        Вырабатывают навыки соблюдения правил безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.

3.        Моделируют реальные ситуации и решают ситуационные задачи

 

В таблице 2 представлен паспорт проекта «БЕЗопасная среда» по теме «Безопасное поведение и современные увлечения молодёжи». Особое значение при реализации данного проекта имеет дидактический потенциал методов проблемного обучения [2].

 

Таблица 2 – Паспорт проекта «БЕЗопасная среда»

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

КРИТЕРИЙ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Название проекта

«БЕЗопасная среда»

Участники проекта

Обучающиеся 8 классов общеобразовательных организаций

Сроки реализации проекта

Краткосрочный (три занятия)

Ресурсы проекта

Компьютер, источники информации в сети Интернет, программное обеспечение (Microsoft PowerPoint)

Форма организации проектной деятельности

Групповая

Цель проекта

Создание видеоролика по проблемам опасных увлечений современной молодежи

Задачи проекта

1.         Формирования у обучающихся понимания опасностей современных увлечений молодежи.

2.         Развитие коммуникативных навыков обучающихся посредством групповой работы.

3.         Развитие творческих способностей обучающихся.

Продукты деятельности

Видеоролик «Опасные увлечения в молодежной среде»

Ожидаемые результаты проекта

Обучающиеся:

—     знакомятся с опасностями современных увлечений молодежи;

—     развивают коммуникативные и творческие способности;

—     создают видеоролик по проблемам опасных увлечений современной молодежи.

Педагоги: размещает проектный видеоролик на сайте школы и на школьных телеэкранах

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ПРОЕКТА

ЭТАП ПРОЕКТА

МЕРОПРИЯТИЯ ЭТАПА

Подготовительный

(25 мин.)

1.     Обсуждение идеи, выработка тем/проблем и плана работы для каждой рабочей группы.

2.     Распределение обучающихся по рабочим группам (4-6 чел.).

3.     Примерные направления тем/проблем:

—       характеристика современных молодёжных увлечений и вероятных опасностей (субкультуры, социальные сети, реклама, киноиндустрия и др.);

—       безопасная коммуникация в социальной среде (в реальности и виртуальной реальности);

—       опасные ситуации: правила поведения.

Практический

(90 мин.)

Деятельность рабочих групп:

1.     Поиск информации, социологический опрос.

2.     Оформление информации в программе Microsoft PowerPoint (стиль презентации – цвет и шрифт – обсуждаются заранее).

3.     Обработка результатов социологического опроса, оформление результатов.

4.     Озвучивание слайдов.

5.     Рефлексия группы и работа над ошибками.

6.     Сборка частей презентаций и создание видеофайла

Презентационный

(20 мин.)

1.      Презентация проекта перед классом.

2.      Размещение проектного видео контента на сайте школы и на школьных телеэкранах.

 

Рассмотрим, как формируются коммуникативные УУД на разных этапах проекта.

Подготовительный этап. На данном этапе проектной деятельности обучающиеся обсуждают идею проекта – безопасное социальное взаимодействие, вырабатывают и фиксируют план работы и в соответствии с планом распределяются по рабочим группам. Формируемые коммуникативные УУД на данном этапе проекта:

  1. Общение:
  • уверенно высказывать свою точку зрения в устной речи;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций.
  1. Совместная деятельность (сотрудничество):
  • понимать преимущества командной работы при решении конкретной учебной задачи;
  • планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль.

Практический этап. На практическом этапе обучающиеся производят поиск информации по основным направлениям, проводят социологический опрос (с обработкой данных), оформляют результаты. Также они производят озвучивание файлов, осуществляют рефлексию/работу над недочетами, собирают единый файл и создают видеоролик «БЕЗопасная среда». Формируемые коммуникативные УУД на данном этапе проекта:

  1. Общение:
  • в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи;
  1. Совместная деятельность (сотрудничество):
  • использовать преимущества командной работы при решении конкретной учебной задачи.

Презентационный этап. В данной части проекта обучающиеся производят краткую характеристику проделанной работы (идея, цель и задачи проекта, основные этапы работы), презентуют видеоролик «БЕЗопасная среда» перед экспертами, оценивающими работу по критериям. При оценивании ключевым является деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными знаниями и умениями в конкретных областях, что особенно характерно для безопасности жизнедеятельности.

Формируемые коммуникативные УУД на данном этапе проекта:

  1. Общение:
  • публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы;
  1. Совместная деятельность (сотрудничество):
  • разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Таким образом, по представленной педагогической модели развития коммуникативных УУД на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» через проектную деятельность урок по теме «Безопасное поведение и современные увлечения молодёжи» полностью отвечает формируемым метапредметным результатам в части коммуникативных универсальных учебных действий ФГОС ООО. У обучающихся формируются социальные навыки (общение, совместная деятельность/сотрудничество), развивается эмоциональный интеллект (как сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач) и т.п. Кроме того, реализация данной модели будет способствовать распространению стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций [1].

Представленную модель возможно интерпретировать в практике работы педагогов общеобразовательных организаций в качестве основы для организации урока по иным направлениям/темам предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Прокрутить вверх