Культура безопасности как фактор создания безопасной образовательной среды

Значительное количество научных и методических публикаций по проблеме безопасности субъектов педагогического процесса сочетается с преобладанием в научной печати публикаций с изложением эмпирических сведений об отдельных аспектах безопасной образовательной среды.
В многочисленных публикациях педагоги, психологи, культурологи, социологи раскрывают различные аспекты создания и развития безопасной образовательной среды [2; 3; 4; 5; 8]. Имеются публикации, в которых раскрывается процесс развития культуры безопасности учащихся в образовательной среде, влияние обучения основам безопасности на безопасность образовательной среды [1; 6; 7; 9; 11; 12]. Тем не менее, до настоящего времени выявлены лишь отдельные взаимосвязи культуры безопасности и безопасной образовательной среды. Обостряется противоречие между низким уровнем защищенности субъектов педагогического процесса и недостаточностью достоверной информации о роли культуры безопасности в процессе создания и развития безопасной образовательной среды. Из данного противоречия вытекает проблема исследования: каковы взаимосвязи культуры безопасности и безопасной образовательной среды. Цель исследования – выявить функции различных компонентов культуры безопасности в процессе создания безопасной образовательной среды. Методы исследования: теоретические (применение категорий высокого уровня обобщенности «культура безопасности», «образовательная среда», «связь», «структура», «функции», «система», «системное свойство», «системообразующий фактор», «безопасность», «среда», «фактор», «опасный фактор», «фактор защиты» и т.д.) и эмпирические (изучение нормативных документов в сфере образования, беседа с субъектами педагогического процесса, изучение состояния массовой педагогической практики, изучение документов, педагогическое наблюдение, беседа с учащимися и педагогами).
Начнем с вопроса о том, что такое образовательная среда. И.А. Баева, Е.Б. Лактионова, С.В. Тарасов рассматривают образовательную среду как подсис¬тему социокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций и как целостность специально организованных педагогических условий раз¬вития личности ученика [5, c. 43].
Опираясь на данное определение, формулируем вывод: условия (входящие в состав образовательной среды) выступают в качестве факторов, оказывающих влияние на направленность, эффективность и безопасность педагогического процесса. В том числе оказывающих влияние на безопасность учащихся, педагогов, персонала образовательных организаций и родителей в процессе решения задач обучения и воспитания.
При наличии различных подходов к выделению составных частей образовательной среды, к наиболее обоснованным отнесем выводы И.А. Баевой, Е.Б. Лактионовой, С.В. Тарасова о следующих структурных компонентах образовательной среды школы:
— социальный: вариативный и развивающий характер образования. Вариативность предполагает выбор типа и вида образовательного учреждения в соответствии с потребностями ребенка;
— дидактический: образование должно нести личностно-ориентированную направленность.
— психологический: обеспечение формирования у ученика и учителя способности быть субъектом своего развития;
— коммуникационно-организационный: субъект-субъектный тип взаимодействий, когда каждый его участник является условием и средством развития другого [5, с. 52].
В состав безопасной образовательной среды входят как факторы риска (включающие вредные и опасные факторы и условия, увеличивающие вероятность причинения ущерба здоровью, нравственным, эстетическим, познавательным, интеллектуальным, коммуникативным и иным ценностям субъектов педагогического процесса), так и факторы защиты (в состав которых входят технические, правовые, методические, педагогические, организационные, психологические, медицинские и иные средства и условия защиты). При этом в процессе функционирования безопасной образовательной среды факторы защиты соответствуют факторам риска, что является предпосылкой эффективного прогнозирования, профилактики и минимизации деструктивного влияния значительной части вредных и опасных факторов (неисправное оборудование на спортивной площадке, небольшой телевизор для показа электронных презентаций в большой учебной аудитории, испорченные продукты в школьном буфете, склонный к физическому и психологическому насилию подросток и т.д.), снижает риск причинения ущерба значимым ценностям и интересам субъектов педагогического процесса до приемлемого уровня.
Культура безопасности общества как компонент культуры включает различные социальные явления и процессы:
— материальные продукты человеческой деятельности;
— социальные институты;
— формы организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношения;
— личностное воплощение культуры безопасности;
— отрасли научного знания;
— социальный опыт;
— результаты научного познания;
— элементы искусства, идеологии, мифологии, религии, спорта, общественного сознания;
— приемы и способы деятельности, способности, качества личности [10].
Есть основания утверждать, что все названные компоненты культуры входят в культуру безопасности и в состав образовательной среды. Проведенное исследование привело к выводам о соотношении компонентов культуры безопасности, компонентов образовательной среды и форм реализации культуры безопасности в образовательной среде. Представим эти выводы в таблице 1.
Таблица 1
Соотношение культура безопасности и образовательной среды

Компоненты культуры безопасности Компоненты образовательной среды Формы реализации культуры безопасности в образовательной среде
Материальные средства защиты и обеспечения безопасности.. Материальная база учебного заведения. Оснащение для защиты зданий, учащихся, педагогов, безопасное учебное оборудование.
Социальные институты обеспечения безопасности. Общественные организации педагогов, родителей и учащихся. Профсоюзная организация педагогов, движение учащихся «Школа безопасности» и т.д.
Взаимоотношения субъектов педагогического процесса, которые способствуют безопасности. Формы общения учащихся, педагогов, родителей, сотрудников образовательной организации. Советы, объединения, клубы для занятий спортом, самообороной, психологической, правовой подготовкой и т.д.
Субъекты педагогического процесса, сотрудники организации, в деятельности и личности которых воплощены опыт обеспечения безопасности, личностные качества, способствующие реализации правил безопасности. Учащиеся, педагоги, родители, сотрудники образовательной организации, приглашенные специалисты. Учителя ОБЖ, экологии, валеологии, физкультуры, приглашенные специалисты полиции, МЧС, медицинских учреждений и т.д.
Социальный опыт, заключенный в нормах, значениях, знаниях, фиксирующих основные закономерности и правила безопасной жизнедеятельности. Содержание учебных дисциплин, основанных на данных науки. Учебные предметы, включающие данные науки о безопасности и практический опыт безопасного поведения: ОБЖ, валеология, экология.
Образы, понятия, критерии, ценности искусства, идеологии, мифологии, религии, спорта, которые способствуют обеспечению безопасности человека и общества. Содержание учебных дисциплин, внеклассной воспитательной работы, основанные на использовании искусства, идеологии, мифологии, религии, спорта, общественного сознания. Учебные предметы (физическая культура, литература, рисование, пение, живопись, основы религиоведения и т.д.), включающие идеи и опыт обеспечения безопасности.
Приемы и способы деятельности, способности, качества личности (мотивы, взгляды, убеждения, привычки, творческий опыт, навыки самоконтроля и т.д.), в процессе профилактики, минимизации, преодоления опасных и вредных факторов жизнедеятельности. Содержание обучения и воспитания, способствующие формированию и развитию мотивационного, содержательного, процессуального, волевого, контрольно-оценочного компонентов деятельности воспитанников. Поведение, практические действия сотрудников образовательной организации, субъектов педагогического процесса, основанное на знании и использовании законов и правил безопасности.

Изучение практического опыта включения культуры безопасности в состав образовательной среды приводит к следующим выводам. В состав образовательной среды входят компоненты культуры безопасности, которые способствуют:
— повышению готовности субъектов педагогического процесса к профилактике и минимизации рисков совершенствовании готовности к защите и самозащите (реализуется через обучение школьников и студентов, повышение квалификации учителей и преподавателей с присвоением культуры безопасности);
— совершенствованию защитных функций образовательной организации по отношению к рискам, возникающим в педагогическом процессе (риски возникают в связи с ошибками педагогов и учащихся при использовании оборудования в кабинетах физики, химии, в спортивных залах, мастерских и т.д., опасные факторы возникают при игнорировании закономерностей обеспечения безопасности, использовании форм и методов обучения, причиняющих физический, психологический и нравственный ущерба субъектам педагогического процесса);
— профилактике появления и развития опасных и вредных факторов, способных нанести ущерб учащимся, педагогам, родителям (посредством специального оборудования, имеющих опыт защиты образовательной организации сотрудников и т.д. способствует снижению рисков проникновения на территорию образовательной организации опасных предметов, некачественных продуктов, склонных к насилию лиц).
По сути, в данном случае речь идет об основных функциях культуры безопасности в составе образовательной среды. При детальном анализе нетрудно заметить, что каждая из названных функций включает в себя более частные функции. В том числе реализуемые на основе функционирования разнообразных компонентов культуры, управленческой и образовательной деятельности различных субъектов педагогического процесса.
Для поиска ответов на вопросы об управлении безопасностью образовательной организации важно выяснить противоречия процесса включения в образовательную среду культуры безопасности, которые ведут к снижению уровня защищенности учащихся и педагогов. Раскроем некоторые из такого рода противоречий.
— Несоответствие транслируемых в образовательную среду элементов культуры безопасности факторам риска, характерным для образовательной организации на данном этапе ее функционирования и развития. Например, в конкретном учебном заведении широко распространены психотравмирующие факторы, однако вместо повышения квалификации психолога, развития психологической службы внимание руководителей (и средства) направлено на улучшение материальной базы (покупка огнетушителей, пожарной сигнализации т.д.) и укрепление службы безопасности (оснащение охранников спецсредствами, установка камер видеонаблюдения и т.д.).
— Несоответствие включаемых в образовательную среду элементов культуры безопасности перспективным факторам риска. Иначе говоря, имеет место включения в учебное заведение тех факторов защиты, которые были таковыми (факторами защиты) в недавнем или далеком прошлом. В лучшем случае такие факторы защиты актуальны в настоящее время, но не готовят учебное заведение, учащихся и педагогов к прогнозируемым опасностям, которые появятся в обозримом будущем. Простейшим примером такого рода элементов культуры безопасности являются плакаты по правилам безопасности, которые ориентированы на применение устаревших, потерявших актуальность средств защиты (особенно на фоне появления более эффективных средств и в условиях распространения новых опасных факторов). Такого рода элементы культуры безопасности смотрят не в будущее, а обращены в прошлое (например, плакаты, которые не учитывают новые реалии на тротуарах и дорогах).
Выявление такого рода противоречий, препятствующих повышению защищенности учеников и педагогов, будет способствовать поиску путей совершенствования образовательной среды в направлении повышения защищенности субъектов педагогического процесса. К примеру, в современном отечественном образовании имеются признаки наличия несоответствия:
— уровня развития нормативной базы обеспечения безопасности в образовании рискам и угрозам, причиняющим ущерб педагогическим работникам (законодатели пока не разработали нормативы, защищающие учителей и педагогов от значительной части наиболее серьезных опасных и вредных факторов);
— предусмотренных нормативными документами мер по защите субъектов педагогического процесса и уровню финансирования реализации этих мер (в образовании так называемый «остаточный принцип» продолжает иметь место);
— содержания федеральных образовательных стандартов в области обучения основам безопасности жизнедеятельности (предусматривают решения широкого круга проблем безопасности на основе изучения обширного круга проблем) и результатами обучения в массовой педагогической практике (что обусловлено качеством учебной литературы и уровнем квалификации педагогов);
— уровня квалификации руководителей учебными заведениями масштабным задачам, решаемым при управлении процессом создания и функционирования безопасной образовательной среды.
В ходе исследования с применением эмпирических методов (изучение документов, наблюдение занятий, беседа с педагогами и учащимися) изучались взаимосвязи культуры безопасности и образовательной среды. Выводы о противоречиях в массовой педагогической практике сформулированы выше. Изучение выявленного передового педагогического опыта привело к выводам о закономерностях эффективного включения и использования различных элементов культуры безопасности в образовательной среде учебного заведения. В частности, обнаружены признаки наличия следующих взаимосвязей:
— между особенностями культуры безопасности региона (населенного пункта, области, республики в составе РФ и т.д.) и составом культуры безопасности в образовательном пространстве конкретного учебного заведения;
— между особенностями факторов риска в конкретном учебном заведении и реализуемыми в нем элементами культуры безопасности;
— между уровнем развития культуры безопасности субъектов педагогического процесса и включаемыми в образовательную среду элементами культуры безопасности;
— между содержанием обучения основам безопасности жизнедеятельности и включаемой в образовательную среду культурой безопасности.
Учет данных закономерностей в педагогической практике способствует повышению уровня защищенности участников педагогического процесса: повышается уровень культуры безопасности учащихся и педагогов, снижается травматизм учащихся, повышается психологическая защищенность учащихся и педагогов.
На основе проведенного анализа соотношения культуры безопасности и образовательной среды подведем итоги, сформулируем основные выводы.
— Безопасности образовательной среды современного учебного заведения способствует присутствие и функционирование в ней компонентов культуры безопасности.
— Между составом культуры безопасности и структурой образовательной среды имеются взаимосвязи, проявляющиеся во включении все новых факторов и средств защиты в арсенал средств деятельности педагогов и учащихся.
— Наличие в составе образовательной среды культуры безопасности способствует профилактике, минимизации и устранению ущерба, причиняемого субъектам педагогического процесса.
— В процессе использования культуры безопасности в образовательной среде возникают противоречия, препятствующие повышению защищенности участников педагогического процесса.
— Учет закономерностей функционирования общественной культуры безопасности в образовательной среде способствует повышению защищенности субъектов педагогического процесса.
Проведение новых теоретических и экспериментальных исследований позволит ответить на вопросы о путях и средствах включения все новых элементов культуры безопасности в состав образовательной среды, повышения уровня защищенности субъектов педагогического процесса:
— каковы возможности различных элементов культуры безопасности в повышении защищенности субъектов педагогического процесса;
— каковы закономерности включения и функционирования культуры безопасности в образовательной среде учебных заведений разного типа и вида;
— каковы педагогические условия создания и развития образовательной среды на основе включения и применения разнообразных элементов культуры безопасности.

Прокрутить вверх