Актуальные вопросы формирования безопасной образовательной среды

Обеспечение безопасности в образовательной сфере является одним из актуальных вопросов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Актуальность данной темы обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в образовательных организациях, а также высокой детской заболеваемостью и травматизмом. В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности всей образовательной сферы. Кроме того, актуальность темы обусловлена тем, что увеличивается число обучающихся на всех уровнях образования, начиная с дошкольного, заканчивая высшим, вместе с этим растет и число преподавателей и воспитателей. В 2022 году общее число обучающихся и преподавательского состава насчитывается свыше 30 миллионов человек, что составляет внушительную часть всего населения России.

Органы государственной власти и система образования, в частности, уделяют значительное внимание решению главных вопросов безопасности образовательной сферы на всех уровнях, что подтверждается обширной законодательной базой. Необходимость обеспечения безопасности образовательной сферы регламентируются в таких нормативно-правовых актах, как Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Но на этом законодательная база обеспечения безопасности в образовательной сфере не заканчивается. В ее состав также входят: федеральные законы, в целом регламентирующие безопасность в той или иной сфере (Федеральный закон Российской федерации «О пожарной безопасности»; Федеральный закон Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» и др.), постановления Правительства РФ и приказы Министерства образования РФ (Приказ Министерства образования РФ «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений»; Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1999 г. № 1040 «О мерах по противодействию терроризму» и др.), ГОСТы и СанПиНы (СанПиН 2.4.2.1178–02. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях; ГОСТ 12.1.004–91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования).

Такая обширная законодательная база, регламентирующая и реализующая принципы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена большим количеством видов опасностей, которым могут быть подвергнуты образовательные учреждения, к ним относятся: пожары в ОУ, различные акты терроризма, правонарушения, травматизм, массовые заболевания, нарушения правил дорожного движения в окрестностях ОУ, наркомания, психологическая травля, кибербуллинг и многое другое.

В связи с таким большим количеством возможных опасностей, которым могут быть подвергнуты все участники образовательного процесса, как дети, так и взрослые, необходимо решать вытекающие из этого разносторонние и сложные вопросы и задачи путем комплексной системы безопасности образовательного учреждения, ставящей перед собой цель предотвращение нанесения вреда жизни, здоровью, интересам участников образовательного процесса из-за влияния на них различных чрезвычайных ситуаций и других негативных факторов. Остановимся более подробно на основных положениях и составляющих комплексной безопасности образовательной организации.

Комплексная безопасность образовательной организации – это состояние защищенности школы от реальных и прогнозируемых угроз социального, антропогенного и природного характера, обеспечивающее ее безопасное функционирование. Система мер обеспечения комплексной безопасности образовательной организации – это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий администрации школы, осуществляемых под руководством органов управления образования и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными формирования готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях. Имея перед собой большое количество целей и задач, которые необходимо эффективно реализовывать, комплексная безопасность образовательной организации включает в себя следующие компоненты: пожарная безопасность, электробезопасность, охрана труда, первая медицинская помощь, профилактика наркомании и токсикомании, антитеррористическая защищенность, физическая охрана и инженерно-техническое оборудование, гражданская оборона, профилактика правонарушений в том числе нарушений правил дорожного движения.

Таким образом, обеспечение безопасности в образовательной среде очень сложный процесс, который включает в себя множество компонентов, для реализации которых требуются применение различных методов. Каждый компонент обусловлен определенными возможными опасностями, причины и факторы возникновения которых мы рассмотрим далее.

Причины происшествий, несчастных случаев, травматизма и заболеваний педагогических работников и обучающихся можно разделить на причины внешнего характера (технические и организационные) и причины, зависящие непосредственно от учащегося или работника.

К техническим причинам относятся неисправности механизмов, приборов, несовершенство технологических процессов, отсутствие или несовершенство оградительных и предохранительных устройств, отсутствие заземления, неисправности электропроводки, недостатки в освещении, вентиляции, отоплении, а также шум, вибрация, устаревшие продукты питания, неисправность оборудования и др.  К организационным причинам относятся: нарушение норм внутреннего распорядка и охраны труда по вине администрации, недостаточный надзор, недостатки в обучении безопасным приемам работы и проведении инструктажей по безопасности, нарушение режима труда и отдыха, технологических процессов, неудовлетворительная организация и содержание территории, рабочих мест; небрежное отношение преподавателей к обучению учащихся безопасным приемам работы; слабый контроль соблюдения инструкций по безопасности; несвоевременное и неквалифицированное расследование происшествий; слабая организация дежурств; недостатки воспитательной работы; слабое взаимодействие с родителями учащихся по вопросам профилактики правонарушений и травматизма.  К личным причинам относятся: недостаточное внимание, ослабление зрения, слуха, памяти, болезнь, утомление, ослабление самоконтроля учащимся своей деятельности; недисциплинированность учащихся, нетрезвость, беспечность, нарушение правил внутреннего распорядка и инструкций по безопасности; незнание правил и алгоритмов безопасного поведения, отсутствие необходимых знаний, навыков и умений, культуры безопасного поведения.

Таким образом, перечень причин и факторов возникновения ситуаций, влекущих за собой опасность для жизни и здоровья всех участников образовательного процесса, очень обширен. В некоторых случаях одни причины становятся следствием других и действуют одновременно, поэтому для их устранения и заблаговременного выявления необходим комплексный подход с привлечением всех субъектов, которые в силу своих возможностей в той или иной мере могут обеспечить безопасность.

К субъектам обеспечения безопасности образовательного учреждения относится руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы спасения и помощи (ДПД, ДНД), администрация района, правоохранительные органы, органы управления образованием, органы здравоохранения. Также к субъектам обеспечения безопасности относятся сами учащиеся и их родителя. Каждый из субъектов имеет перед собой ряд задач и обязанностей, при реализации которых будет обеспечена их безопасность. Так, воспитательная работа с обучающимися включает в себя: проведение теоретических и практических уроков «ОБЖ», посредством которых они обучаются навыкам и готовности действовать в различных чрезвычайных ситуациях и оказанию первой медицинской помощи; проведение иных мероприятиях, направленных на воспитание культуры межнациональных отношений, а также уважительного отношения ко всем окружающим, независимого от пола, возраста, материальной обеспеченности и т.д. Участие родителей в обеспечении безопасности может заключатся в следующем: организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей. Персонал образовательных организаций должен проводить тщательную подготовку руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму, проводить мероприятия с педагогическим составом и представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

Основной нормативно- правовой акт, регламентирующий обеспечение безопасности в образовательной сфере – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»- содержит положения о том, что включает в себя охрана здоровья обучающихся, а также какие условия должна обеспечивать образовательная организация для этой охраны здоровья обучающихся. Рассмотрим данные положения подробно.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя: 1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; 2) организацию питания обучающихся; 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации; 7) профилактику и запрещение курения табака или потребления никотин содержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; 8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; 11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: 1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся; 2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; 3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; 4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Данные положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» еще раз подтверждают, что система обеспечения безопасности в образовательных организациях очень многозадачная и разветвленная, требующая вовлечения большого количества субъектов, которые общими усилиями в состоянии обеспечить комплексную безопасность.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о действительно большом количестве и разнообразии опасностей, которые могут возникнуть в образовательной среде, а также и о том, что в настоящее время на решение вопросов безопасности в образовательной сфере тратиться много сил и ресурсов, как государства, так и отдельных лиц, вплоть до самих учителей и учеников, которым необходимо иметь базовые знания и навыки по дисциплине «ОБЖ», чтобы правильно вести себя при различных ЧС. Также стоит заметить, что система обеспечения безопасности в образовательной среде постоянно развивается и улучшается, подстраиваясь под реалии современности.

Прокрутить вверх