Комплексный анализ представлений старшеклассников о безопасности жизнедеятельности

В старшем школьном возрасте, человек решает важнейшие задачи самоидентификации и самоопределения в разных сферах своей жизнедеятельности, но при этом не обладает ещё полностью сформированными психологическими механизмами защиты от негативных внешних влияний, его представления о безопасности могут оказаться недостаточно адекватными реальности [1,3 ]. Это делает необходимым изучение содержательных особенностей представлений старших школьников о безопасности жизнедеятельности и дальнейшей выработки научно обоснованных подходов к формированию их адекватного уровня [2].
Целью исследования явилось изучение психологических особенностей представлений о безопасности жизнедеятельности у старшеклассников. В качестве испытуемых было привлечено общей сложностью 46 человек — учащихся двух 10-х классов. Средний возраст старшеклассников, вошедших в экспериментальную выборку на начало эксперимента составил 15,6 лет. С учётом того, что данный возраст относится периоду старшего школьного возраста, мы можем говорить о соблюдении содержательного критерия или критерия операциональной валидности образованной экспериментальной выборки. Согласно проведённому анализу, выборка оказалась достаточно сбалансированной по половому составу образовавших её старшеклассников. Из 46 человек в неё вошло 20 мальчиков и 26 девочек. Таким образом, устанавливаемые нами в ходе эксперимента особенности представлений старшеклассников о безопасности жизнедеятельности могут быть отнесены как мальчикам, так и девочкам, если специально не производилась работа по их дифференциация по половой принадлежности. В данном случае мы говорим о соблюдении критерия внутренней валидности сформированной экспериментальной выборки. В исследовании для изучения представлений старшеклассников о безопасности жизнедеятельности использовались методы ассоциативного эксперимента. Объём представлений старшеклассников о безопасности жизнедеятельности устанавливался на основе выявления численности возникающих у них свободных ассоциаций в связи с понятием «безопасность жизнедеятельности». Представления о безопасности изучались по трём основным (базовым) параметрам: предметное содержание, объём и позитивность. Анализ численности объектов, которые были названы испытуемыми в связи с понятием «безопасность жизнедеятельности», показал, что наибольший объём данных представлений равен 11 объектам. Соответственно, к малому объёму нами относились представления старшеклассников, численность которых составила от 0 до 4 объектов, к среднему — от 5 до 8 объектов, к большому — от 9 до 11 объектов, связанных с безопасностью жизнедеятельности.
Было выявлено, что значительный круг ассоциаций (95,6% всей численности), которые возникли у старшеклассников в связи со стимулом — понятием «безопасность жизнедеятельности» обозначает источники безопасности и незначительная (4,4%) — источники опасности. Поэтому можно считать, что в представлениях старшеклассников безопасность жизнедеятельности связана, в первую очередь, с её источниками. Проводя анализ полученного массива, отметим, что на стимул «безопасность жизнедеятельности» старшеклассниками назывался достаточно широкий круг объектов-источников безопасности, которые объединяются в несколько смысловых групп: «дом, семья», «физические атрибуты защиты», «собственность», «социальные институты», «круг общения», «здоровье».
Согласно представленным данным, с безопасностью жизнедеятельности у старшеклассников, в первую очередь, ассоциируется смысловая группа, которая может быть обозначена как «семья, дом». В неё вошли следующие категории: «дом» (частота — 82,3%), «мать» (75,6%) «отец» (74,1%), «родители» (66,7%). Вошедшие в данную группу объекты, обозначались старшеклассниками в качестве ассоциирующихся с безопасностью жизнедеятельности в своём полном составе наиболее часто, по сравнению с прочими (около 75% всех испытуемых). При этом данные объекты назывались старшеклассниками даже при малом объёме ассоциаций, возникающих у них в связи с понятием «безопасность жизнедеятельности». Т.е, данная смысловая группа в старшем школьном возрасте рассматривается в качестве ядра представлений о безопасности жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности, по мнению старшеклассников, прежде всего, включает в себя наличие дома, матери, отца, близких родных людей.
Довольно распространённой в данном возрасте оказалась смысловая группа ассоциаций, обозначенная нами как «физические атрибуты защиты». В данную группу нами отнесены следующие объекты: «оружие» (65,5%), «убежище (57,2%), «нож» (39,7%), «огнетушитель» (35,5%), «двери» (24,5%), «решётки на окнах» (20,2%). Будучи достаточно многочисленными (n=6), объекты данной группы упоминались практически всеми старшеклассниками. Таким образом, безопасность жизнедеятельности у старшеклассников в большей или меньшей мере ассоциируется с использованием различных средств физической защиты или стационарных (убежище, двери, решетки на окнах), или переносных, индивидуального пользования (оружие, нож, огнетушитель). Наиболее часто безопасность жизнедеятельности связывалась со стационарными средствами защиты. Данные средства защиты могут рассматриваться как наиболее привычные для образа жизнедеятельности старшеклассников.
В отдельную смысловую группу объединяются понятия «полиция и службы безопасности» (62,3%), «институт» (23,5%), «школа» (17,0%), «государство» (14,4%). Данная группа обозначена нами как «социальные институты безопасности». Данная группа содержит в себе понятия, означающие структуры, вносящие определённый вклад в обеспечение безопасности человека. Обращает на себя внимание то, что наиболее часто безопасность жизнедеятельности у старшеклассников ассоциируется с конкретной социальной структурой, ответственной в обществе за обеспечение безопасности, — с полицией, но достаточно редко она связывается с самим государством, определяющим политику в сфере безопасности. Это может указывать на достаточную узость представлений старшеклассников о факторах безопасности, их склонность к выделению наиболее очевидных и игнорированию базовых её источников. Об этом также свидетельствует достаточно редкая представленность категорий» законность» (15,2%) среди полученных у старшеклассников ассоциаций по поводу безопасности жизнедеятельности.
Показательно то, что безопасность жизнедеятельности у старшеклассников ассоциируется с деятельностью таких социальных институтов как школа и институт. Однако, как показали результаты проведенных исследований, наиболее часто безопасность жизнедеятельности ассоциируется с институтом (23,5 %), а не со школой (17,0%). Тем самым, в представлениях старшеклассников прослеживается большая ориентация на своё будущее (поступление в институт, как источник безопасности жизнедеятельности), а не на настоящее (учёба в школе). Об этом также свидетельствует примерно соразмерное количественной представленности понятия «институт» называние старшеклассниками в связи с безопасностью жизнедеятельности категории «работа» (24,2%).
В качестве смысловой группы «собственность» нами объединяются обозначенные старшеклассниками ассоциации «деньги» (33,4%) и «недвижимость» (23,1%). На данную составляющую безопасности жизнедеятельности указывает примерно 30% старшекласников, вошедших в выборку. В процессе эксперимента была отмечена большая связь безопасности жизнедеятельности с деньгами (33,4%), чем с хорошей работой (24,2%).
Интересная особенность представлений старшеклассников о безопасности жизнедеятельности прослеживается в связи с выделением в массиве полученных ассоциаций группы, включающей в себя ряд характеристик человека и обозначенной нами как «здоровье». В неё были включены следующие категории: «физическая сила» (55,7%), «здоровье» (22,7%) и «интеллект» (17,7%). Как свидетельствуют полученные данные, наиболее часто безопасность жизнедеятельности в представлениях старшеклассников увязывается с проявлениями физической силы. Гораздо реже в их представления о безопасности входит понимание необходимости обладания здоровьем и интеллектом, как факторами её обеспечения в процессе жизнедеятельности. Данное понимание старшеклассников противоречит объективным реалиям безопасности и, очевидно, требует адекватной коррекции.
В представлениях старшеклассников о безопасности жизнедеятельности проявилась ещё одна интересная содержательная линия. Среди полученных объектов-ассоциаций выделяется смысловая группа, обозначенная нами как «круг общения» и включающая категории «друзья» (24,0%) и «социальные взаимоотношения» (19,3%). Наличие в представлениях старшеклассников данной линии свидетельствует о том, что у них уже проявляется понимание важности межличностных контактов как фактора обеспечения безопасности жизнедеятельности. Однако сравнительно малочисленная представленность данной группы среди старшеклассников указывает на определённое недопонимание ими важности данного фактора и необходимости проведения в соответствующем направлении коррекционно-развивающей работы.
Анализ представлений старшеклассников о безопасности жизнедеятельности позволил выделить среди них следующие объектные приоритеты: «семья, дом», «физические атрибуты защиты», «социальные институты безопасности», «собственность», «здоровье», «круг общения». Явными доминантами в представлениях об источниках безопасности жизнедеятельности у старшеклассников оказались дом и родители. Кроме того, безопасность жизнедеятельности в значительной мере ассоциируется у них с использованием защитных приспособлений и грубой физической силы. Прослеживаются также представления о собственности и социальных контактах как элементах безопасности жизнедеятельности.
Как представляется, установленные нами особенности представлений старшеклассников о безопасности жизнедеятельности неадекватны реалиям безопасности и требуют определённой коррекции. В частности, необходимо перенесение акцентов с представлений о деньгах как источниках безопасности на интеллект в качестве такового; переосмысление роли государства, законности в обеспечении безопасности жизнедеятельности.
Для продуцирования качественных характеристик безопасности жизнедеятельности старшеклассникам были предложены объекты, вошедшие в выделенные ранее смысловые группы источников безопасности жизнедеятельности («семья, дом», «физические атрибуты защиты», «социальные институты безопасности», «собственность», «здоровье», «круг общения»). Необходимость оптимизировать количество понятий-стимулов обусловило выделение нами в качестве таковых следующие: родители, дом, оружие, милиция, деньги, физическая сила, друзья. Для получения искомых характеристик испытуемым было предложено назвать как можно больше параметров данных объектов, связанных с безопасностью жизнедеятельности («При каких свойствах объекта он обеспечивает безопасность жизнедеятельности?»).
Качественные аспекты представлений старшеклассников о его безопасности обладают полярной модальностью: в них содержатся и позитивные, и негативные оценки организации жизнедеятельности человека с позиций безопасности. Безусловный позитив ресурсов обеспечения безопасности жизнедеятельности в представлениях старшеклассников связан с домом, родителями, милицией и друзьями; сочетание восприятия позитива с негативом безопасности у старшеклассников проявилось в отношении оружия, собственности и физической силы.
Наиболее чётко качественные аспекты представлений старшеклассников о безопасности жизнедеятельности сформировались применительно к основным для них объектам — источникам безопасности — родителям и дому. При этом безопасность в лице родителей представлена возможностью получить поддержку на уровне понимания и применения силы, а дома — его способностью обеспечивать тепло, надёжность и постоянство жизнедеятельности человека. Несколько иные смысловые оттенки безопасности жизнедеятельности прослеживаются в представлениях старшеклассников в связи с другими источниками безопасности. Так, опыт и сила ассоциируется у них с оружием как источником безопасности; власть и подготовленность — с милицией; понятность и подготовленность — с друзьями. Представления о безопасности жизнедеятельности в контексте собственности и физической силы оказались у старшеклассников достаточно размытыми. В самом общем виде они обозначили собой некий потенциал, позволяющий человеку выстроить поведение на безопасном для себя уровне.
Множественность установленных смысловых оттенков представлений о безопасности жизнедеятельности позволяет предположить возможность их дифференциации по ряду типологических и индивидуально-психологических особенностей старшеклассников. Сравнивая представления старшеклассников о безопасности жизнедеятельности по трём параметрам: предметное содержание (преобладающие объекты), объём и позитивность (негативное — позитивное отношение к возможности обеспечения) представлений о безопасности жизнедеятельности для выявления различий в представлениях о безопасности жизнедея¬тельности по данным параметрам, выборка старшеклассников группировалась по нескольким условным подгруппам. Классификация была основана на предварительном психодиагностическом замере следующих характеристик:
— полоролевой идентичности (фемининность, женственность — маскулинность, мужественность);
— личностной и социальной идентичности, самотождественности Я (высокая — низкая);
— субъективного контроля (экстерналы — интерналы);
— отношения с родителями (позитивные — негативные);
— статуса в коллективе сверстников (лидеры — отвергаемые);
— личностной тревожности (высокая — низкая);
— типов стратегий поведения (ориентированных на когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются для того, чтобы справиться с реалиями обыденной жизни).
Следующим этапом изучения особенностей представления о безопасности жизнедеятельности было установление вариативности их объема в зависимости от выделенных психологических характеристик учеников. Согласно полученным результатам исследования, различия внутри группы обнаружены только по нескольким характеристикам отношения с родителями и социометрический статус в коллективе. Как показали исследования, на выборке старшеклассников была установлена статистическая тенденция к тому, что позитивность отношений с родителями сопровождается увеличением объема представлений о безопасности жизнедеятельности. В наибольшей мере различия прослеживаются при сравнении старшеклассников, представления о безопасности которых были отнесены к группам малых (при позитивных — 15,9%, при негативных -27,2%) или больших (соответственно 28,1% и 16,1%) по объему представлений). Как показывает анализ проведенных исследований, объем представлений старшеклассников при позитивных отношениях с родителями шире как в целом по объему представлений о безопасности жизнедеятельности, так и внутри каждой из выделенных подгрупп этих представлений («семья», «дом», «физические атрибуты защиты», «социальные институты безопасности», «собственность», «здоровье», «круг общения»).
Схожая тенденция обнаружена у старшеклассников, различающихся по социометрическому статусу, занимаемому ими в коллективе сверстников. На выборке старшеклассников из группы лидеров обнаружено статистически достоверное значение большего объема представлений о безопасности по сравнению с объемом соответствующих представлений старшеклассников, отвергаемыми сверстниками. Старшеклассники из группы лидеров, по сравнению с отвергаемыми коллективом сверстников старшеклассниками, обладают меньшей долей малых и большей долей больших по объему представлений о безопасности жизнедеятельности. С учетом установленных различий, можно предположить, что объем представлений старшеклассников о безопасности жизнедеятельности в большей степени зависит от социально обусловленных факторов (особенности взаимоотношений с родителями и коллективом сверстников), чем от личностных характеристик (полоролевая идентичность, самотождественность Я, личностная тревожность, поведенческие стратегии). Успешное включение в социальную среду — семью и коллектив сверстников, способствует обогащению старшеклассниками представлений о безопасности жизнедеятельности, возникновение проблем в данной группе сочетается с нарушением развития представлений в данной группе. Следующим этапом дифференциального изучения представлений старшеклассников о безопасности жизнедеятельности явился анализ особенностей распределения их позитивности. Позитивность представлений старшеклассников о безопасности определялась через установление лидирующие модальности его ассоциаций в данной сфере. При этом учитывались полярные модальности — положительные и отрицательные. Как показали исследования, установлена прямая зависимость между уровнем самоотверженности и позитивным отношением старшеклассников к безопасности жизнедеятельности. Так, высокий уровень самотождественности сочетается в большей мере положительным (42,3%) отношением учеников старших классов к безопасности. В свою очередь, низкая самотождественность сочетается в большей мере с негативным отношение старшеклассников к безопасности (37,2%).
Старшеклассники, у которых был выявлен высокий уровень самотождественности Я, утверждают, что безопасность жизнедеятельности леко достижима. Основной чертой таких учеников является вера в положительный исход событий. К жизни они относятся проще, не придавая язначения маловажным вещам или тем, которые несут негатив. По мнению сткршеклассников с высоким уровнем самотождественности Я, реальность легко достижима при позитивном восприятии окружающей действительности. Старшеклассники с недостатком самостийного чувства самотождественности Я, как правило, личности с резко негативными жизненными убеждениями, им свойственна отчужденность, тревожность и категоричность. Они всегда имеют одно универсальное объяснение всем своим неудачам, склонны сдаваться по всем направлениям, даже если неудача постигаент их только в одной области. Такого ученика легко можно выделить из общего числа людей по отличительным чертам: ярко выраженная неуверенность в собственных действиях, категоричность и негативная оценка всего происходящего, склонность к переживанию отрицательных эмоций, угрюмость, отчужденность и закрытость. В этой связи, безопасность жизнедеятельности по мнению старшеклассников с недостатком самостийного чувства самотождественности я, в идеале недостижима и почувствовать ее в полной мере нереально. Таким образом, уровень развития самотождественности личности проявляется в степени положительного воосприятия учеником оружающей действительности и в оценке своих возможностей. Исследования выявили обратную связь между уровнем личностной тревожности и позитивным представлением учеников о безопасности жизнедеятельности.
Высокий уровень тревожности в большей степени сочетается с негативными — 39,2%, а низкая — с позитивными — 42,3% представлениями о безопасности жизнедеятельности. Старшеклассники с высокой личностной тревожностью испытывают внутреннее напряжение, многие жизненные ситуации вызывают у них чувство непредвиденной беды. Такие ученики утверждают, что не ощущают в полной мере безопасность своей жизни и деятельности. Для них безопасность жизнедеятельности- сложное явление, обусловленное действием многих факторов, которые не зависят отволи человека и не могут ему подчиняться. К таким факторам отнесли : опасные природные явления (землетрясения, извержения вулканов, обвалы, ураганы, смерчи, торнадо, заморозки, засуха, циклоны, цунами), чрезвычайные ситауции техногенного и социального характера. По мнению старшеклассников с высокой личностной тревожностью, безопасноть жизнедеятельности почти невозможно достичь.
В процессе интервьюирования, старшеклассники с низкой личностной тревожностью свидетельствовали, что безопасность — следствие поступков человека. Для них характерны: уверенность в себе и своих силах, безмятежность, хладнокровие, спокойствие, отсутствие раскаяния и чувства вины. По мнению старшеклассников с низким уровнем тревожности, опасности не возникают сами по себе без нарушений, допускаемых самим человеком.
Как показали исследования, позитивные представления учеников старших классов о безопасности жизнедеятельности находятся в прямой связи с характером их взаимоотношений с родителями, одноклассниками (статистически значимый уровень). Большая часть старшеклассников с позитивными отношениями с родителями обладают и положительными представлениями о безопасности жизнедеятельности (41,2%), меньшая доля- обладает отрицательными представлениями (19,2%); старшеклассники, у которых негативные отношения с родителями, характеризующие слабую взаимную заинтересованность друг к другу, продемонстрировали больше отрицательное отношение к безопасности (33,1%), чем положительное (22,4%). В процессе беседы со старшеклассниками было выявлено, что в тех семьях, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми, старшеклассники обладают необходимым уровнем безопасности, так как родители всегда прислушиваются к мнению подростка в ряде вопросов, готовы понять возникающие проблемы, а подростки, в свою очередь, прислушиваются к мнению взрослых в других, более существенных вопросах. Родители выстраивают позитивные отношения между собой и подростком, сдерживают свой критицизм и создают позитивизм в общении.
Старшеклассники, у которых установились плохие взаимоотношения с родителями, в большинстве случаев говорили с пессимизмом о возможности достижения безопасности жизнедеятельности. У старшеклассников из таких семей устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром. Такие старшеклассники не верят, что родители вообще способны оказать необходимую помощь и поддержку в трудных ситуациях. В процессе беседы со старшеклассниками было выявлено, что родители создают определенные препятствия в реализации потребностей подростков.
При сравнении представлений о безопасности жизнедеятельности старшеклассников, обладающих полярным социометрическим статусом в коллективе одноклассников, было выявлено положительное отношение к безопасности (41,3%) среди старшеклассников, которые относятся к группе лидеров, отрицательное отношение из этой группы составило 22,5%. Старшеклассники, которые попали в группу отвергаемых процентное соотношение отличается от группы лидеров- 31,9% — положительное отношение, 26,7% — отрицательное отношение. В процессе беседы, было выявлено, что старшеклассники-лидеры и старшеклассники, отвергаемые коллективом сверстников, отличаются друг от друга смысловым наполнением позитивности видения безопасности жизнедеятельности. Старшеклассники-лидеры по большей части воспринимают безопасность как неотъемлемую составляющую жизни каждого человека. Они считают, что социум заинтересован в сохранении безопасности, не случайно, в нём действуют разнообразные институты, ответственные за общественную безопасность. Если человек попадает в ситуацию значительной опасности, то обязательно кто-нибудь приходит на помощь. Они отмечали, что чувствуют себя в полной безопасности, т.к. их окружают друзья, способные всегда поддержать и спасти.
Старшеклассники, отвергаемые коллективом сверстников, в беседе показали, что безопасность жизнедеятельности, в принципе, достижима. Для её достижения необходимо уметь опираться на собственные силы, т.к. окружающие люди заняты, по преимуществу, собой и им нет дела до проблем других. Социальной помощью при возникновении опасности можно воспользоваться только в том случае, когда социум почувствует, что угроза может распространиться и на остальных. Поэтому важно уметь убедить ок¬ружающих людей в выгодности своевременной локализации угрозы через содействие достижению личной безопасности. Рассматривая различия представлений старшеклассников о безопасности жизнедеятельности, нами было установлено, что они дифференцируются по своему предметному содержанию, объёму и позитивности под влиянием ряда характеристик, присущих личности старшеклассника. Наибольшую зависимость от характеристик старшеклассника продемонстрировала предметная сторона представлений о безопасности, наименьшую — их объём.
По результатам проведённого анализа можно построить комплексные картины представлений о безопасности жизнедеятельности старшеклассников, обладающих разными индивидуальными характеристиками. Фемининные старшеклассники в качестве основных объектов безопасности жизнедеятельности рассматривают дом и семью. Девушки фемининного типа исходят из того, что родители (папа и/или мама) являются источниками безопасности их жизнедеятельности, утверждают, что только в присутствии родителей, дома они чувствуют себя в полной мере защищенными и, следовательно, уверенными в себе. Оружию отводят ограниченную роль в своей жизни и не приписывают ему значитёльных возможностей в контексте обеспечения безопасности. Маскулинные старшеклассники безопасность жизнедеятельности связывают с обладанием физическими атрибутами защищённости. Высоко маскулинные юноши уверены, что только обладание тем или иным оружием, средством самозащиты позволяет человеку в полной мере почувствовать себя спокойным, защищённым и не бояться за свою безопасность. Родителей и дом связывают с вопросами безопасности жизнедеятельности, но не призна¬ют за ними роль ведущих гарантов безопасности. Полную безопасность жиз¬недеятельности, в их понимании, могут обеспечить только средства самозащиты.
Старшеклассники, обладающие высоким уровнем самотождественности, безопасность жизнедеятельности видят в семье и доме. Родители и дом стимулируют их к преодолению трудностей и к свершению новых достижений, позволяют лучше и полнее проявить себя. Связывая родителей и дом с безопасностью жизнедеятельности, старшеклассники с высоким уровнем личностной и социальной тождественности видят в них стимул движения вперёд, к новым достижениям. Они отмечали, что безопасность жизнедеятельности — это реальность, которая легко достижима, если позитивно вос-принимать окружающий мир, следовать общечеловеческим правилам поведения, быть оптимистом. Низкий уровень самотождественности сочетается с признанием семьи и дома в качестве основных объектов безопасности. Дом создаёт для них атмосферу уюта, душевного спокойствия и благополучия, родители помогают лучше понимать возникающие проблемы, обеспечивают поддержку в трудных ситуациях. Дом и родители рассматриваются, в целом, в качестве «гавани» от жизненных трудностей, базы преодоления жизненных невзгод. При рассмотрении возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности акцент ими ставится на том, что окружающий мир полон различных трудно¬стей, с которыми человеку, даже обладающему какими-либо талантами, спо¬собностями, возможностями и т.д., справиться практически не возможно. Старшеклассники с низким уровнем самотождественности в своём большинстве считают, что безопасность жизнедеятельности в идеале не достижима и почувствовать её в полной мере не реально.
При экстернальном типе субъективного контроля старшеклассники ориентированы на связь безопасности с социальными институтами. Интернальный тип субъективного контроля сочетается с видением семьи и дома в качестве основных объектов безопасности.
Позитивный тип отношений старшеклассников с родителями связан с выделением семьи и дома в качестве основных объектов безопасности. Эти школьники считают, что обладают необходимым уровнем безопасности, т.к. родители всегда помогают им в трудных ситуациях, способны выслушать и понять возникающие проблемы, подстраховать при возникновении опасностей. Такие старшеклассники обладают развитыми как в целом представлениями о безопасности, так и представлениями о безопасности в связи с отдельными предметными аспектами жизнедеятельности.
При негативном типе отношений с родителями старшеклассники связывают безопасность жизнедеятельности с кругом своего общения. Исходят из того, что родители создают дополнительные трудности, препятствуя им в реализации своих потребностей, склонностей и интересов. Нарушение отношений с родителями сочетается со слабой развитостью представлений о безопасности жизнедеятельности. Во многих случаях пессимистично рассуждают о возможности достижения безопасности жизнедеятельности и, тем более, не считают, что родители способны оказать им в этом необходимую помощь.
Старшеклассники-лидеры по большей части воспринимают безопасность как неотъемлемую составляющую жизни каждого человека. Они считают, что социум заинтересован в сохранении безопасности, не случайно, в нём действуют разнообразные институты, ответственные за общественную безопасность. Если человек попадает в ситуацию значительной опасности, то обязательно кто-нибудь приходит на помощь. Безопасность жизнедеятельности, в первую очередь, связывают с кругом своего общения, во вторую очередь, — с семьёй и домом. И первые, и вторые воспринимаются ими в контексте способности оказать поддержку в реализации круга их основных интересов, помощи в достижении поставленных целей и, в какой-то мере, в самореализации. В целом, свои источники безопасности видят в получении возможности продвижения вперёд, проявляют желание получить от окружающих (от сверстников и близких людей) энергетическую подпитку для продвижения вперёд. Они отмечают, что чувствуют себя в полной безопасности, т.к. их окружают друзья, способные всегда поддержать и спасти.
Для старшеклассников, отвергаемых коллективом сверстников, в связи с безопасностью жизнедеятельности приоритетна роль семьи и дома. Имея узкий круг друзей, свою безопасность они связывают с возможностью почувствовать себя дома спокойно и защищено, получить понимание и помощь родителей в трудную минуту. Те «отвергаемые» старшеклассники, которые выделили в связи с безопасностью жизнедеятельности круг своего общения, часто отмечали, что друзья выступают для них, в первую очередь, источником эмоциональной поддержки. В целом, старшеклассники-«отвергаемые» безопасность связывают с возможностью удовлетворить текущие жизненные потребности в любви и поддержке (от родителей, не дополучая их от сверст-ников). Считают, что безопасность жизнедеятельности, в принципе, достижима. Для её достижения необходимо уметь опираться на собственные силы, т.к. окружающие люди заняты, по преимуществу, собой и им нет дела до проблем других. Социальной помощью при возникновении опасности можно воспользоваться только в том случае, когда социум почувствует, что угроза может распространиться и на остальных. Поэтому важно уметь убедить окружающих людей в выгодности своевременной локализации угрозы через содействие достижению личной безопасности.
При высоком уровне личностной тревожности безопасность жизнедеятельности связывается, в первую очередь, с физическими атрибутами защиты, во вторую очередь, — с семьёй и домом. Старшеклассники, обладающие данной личностной характеристикой, отмечали, что защиту человеку «в наше время может дать надёжное оружие» — ружьё, нож, газовые баллончики и другие им подобные орудия защиты. Они считают, что в случае опасности человек должен надеяться, в первую очередь, сам на себя. В крайнем случае, такую помощь могут оказать родители (наиболее часто в данном контексте старшеклассниками указывался папа). В целом же, старшеклассники с высоким уровнем личностной тревожности проявили неверие в помощь со стороны и в свою способность справиться с опасностью, даже при обладании оружием. Рассматривая безопасность жизнедеятельности в качестве сложного образования, обусловленного действием многих факторов, в том числе, мало подконтрольных человеку — природные явления (землетрясения, наводнения, цунами), а также техногенные катастрофы и повседневные городские опасности (на дорогах, пожары, преступность, терроризм), — считают её мало достижимой.
Низкий уровень тревожности сочетается с признанием в связи с вопросами безопасности жизнедеятельности роли семьи и дома. Старшеклассниками с такой характеристикой была проявлена категорическая уверенность в том, что они справятся с любой трудной ситуацией сами или с помощью родных и близких людей, которые непременно окажут им содействие при возникновении каких-либо «супер» затруднений. Достаточно редко в связи с безопасностью жизнедеятельности ими указывались физические атрибуты защищённости. Рассматривают безопасность в качестве прямого следствия поступков человека. Без различных нарушений, допускаемых самим человеком, опасности не возникают. Лично они не совершают никаких высокоопасных действий и поэтому не ощущают никаких угроз своей безопасности жизнедеятельности. Для низко тревожных старшеклассников в связи с безопасностью жизнедеятельности важна не оборона, а человеческая поддержка семьи, стабильность родительского дома. Исходит эта группа школьников из того, что «жизнедеятельность безопасна, когда тебя понимают, когда ты можешь получить «дельный» совет и поддержку при каких-либо затруднениях».
Обладание старшеклассниками поведенческими реакциями, ориентированными при возникновении опасности на эмоциональную реакцию или на решение проблемы, сочетается с рассмотрением семьи и дома в качестве основных источников безопасности жизнедеятельности. Старшеклассники с поведенческими реакциями, ориентированными на эмоции, указывали на то, что безопасность жизнедеятельности — это стабильность, уют, уверенность в завтрашнем дне. Старшеклассники с поведением, ориентированным на решение задачи, безопасность жизнедеятельности связали с возможность получить в опасной ситуации «качественный» совет или необходимую физическую поддержку от членов семьи.
При выраженности в поведении реакций, ориентированных на избегание проблем, у старшеклассников прослеживается связь безопасности жизнедеятельности с физическими атрибутами защиты. Их желание избежать опасности и уйти от трудностей сочетается с представлением о том, что безопасная жизнедеятельность возможна только тогда, когда человек обладает каким-либо оружием. Отсутствие же такового выступает основанием для чрезмерной осторожности или бегства при возникновении опасности. Помощь в развитии представлений о безопасности жизнедеятельности требуют старшеклассники, испытывающие трудности в установлении социальной коммуникации, переживающие низкую самотождественность и высокую личностную тревожность.
Таким образом, представления старшеклассников о безопасности жизнедеятельности — это собой сложное психологическое явление, характеризующееся на основе выделения ими определённых объектов (источников и средств безопасности жизнедеятельности) и характеристик (качественных параметров искомых объектов) жизненной реальности, связанных с безопасностью человека.
Представления старшеклассников о безопасности жизнедеятельности на содержательном уровне характеризуется присутствием в них следующих жизненных приоритетов: дом и родители, физические атрибуты защиты, социальные институты безопасности, собственность, здоровье, круг общения. Качественные аспекты представлений старшеклассников о его безопасности обладают полярной модальностью: в них содержатся и позитивные, и негативные оценки организации жизнедеятельности человека с позиций безопасности. Данные представления отражают различный уровень позитивности отношения субъекта к различным сторонам и явлениям окружающего мира.
Представления старшеклассников о безопасности жизнедеятельности достаточно вариативны по своим содержательно-смысловым компонентам, объёму и направленности. Они зависят от сформированных у них приоритетов построения взаимодействия с окружающим миром. Избирательная значимость и позитивности оценки явлений окружающего мира как составляющих представлений о безопасности жизнедеятельности образуются под влиянием ряда присущих субъекту психологических особенностей: типа полоролевой идентичности, уровня самотождественности, характера присущего личности субъективного контроля, позитивности отношений с родителями, занимаемого в коллективе сверстников социального статуса, состояния личностной тревожности, используемых копингов. Каждая из данных характеристик вносит свой вклад в формирование особенностей представлений старшеклассников о безопасности жизнедеятельности. Развитие представлений старшеклассников о безопасности жизнедеятельности должно включать расширение их компетентности в сфере безопасности в сочетании с развитием таких субъектных характеристик как коммуникативные способности, социальная и личная идентичность, снижение
личностной тревожности.

Прокрутить вверх