Предпосылки накопления и формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности: исторический аспект

В современной парадигме безопасности жизнедеятельности как сравнительно новой научной области особое место занимает совокупность знаний, формировавшихся на протяжении ни одного десятка лет. Авторы многочисленных публикаций, рассматривая исторические аспекты становления и развития безопасности жизнедеятельности как учебной и научной дисциплины, отмечают важное значение знаний о безопасности человека не только как основы сформировавшейся системы знаний в этой области, но и как составной части научного наследия человечества.
В настоящее время сложившаяся система знаний стала одним из объектов многих научных исследований, направленных на уточнение её содержания и структуры. Результаты этих исследований со всей очевидностью показывают необходимость более глубокого исследования исторических аспектов зарождения, накопления знаний в области безопасности человека. В этой связи представляется актуальным рассмотрение предпосылок зарождения и накопления знаний в области безопасности человека, составляющих основу современной системы знаний, рассматриваемой в рамках безопасности жизнедеятельности. Под предпосылкой согласно [7] будем понимать «…предварительные условия, исходные пункты …; мысли, положения или суждения, взятые за исходный пункт в каком-либо рассуждении».
Вся история человечества убедительно свидетельствует о существовании глобальной проблемы сохранения жизни и здоровья, а в последующем и проблемы безопасности деятельности человека. Человек как биологическое существо был и остается по настоящее время беззащитным перед дикой природой. Он постепенно расширял собственную экологическую, пространственную (по Дж. Гриннеллу) нишу в природе благодаря использованию безопасного жилища, использованию одежды, орудий охоты и труда, огня и т.п. Известный британский эколог и зоолог Чарлз Элтон и его последователи представляли экологическую нишу как совокупность факторов существования вида [8]. Поэтому непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой всегда было сопряжено с опасностями, исходящими от природных явлений, процессов, объектов и самого человека, а в последующем и от объектов им созданных.
В стремлении выжить, древние люди на инстинктивном уровне стремились избежать неблагоприятных воздействий дикой природы, а затем и осознанно приспосабливались к окружающей его среде. Враждеб¬ности окружающей среды homo sapiens противопоставил два чисто человеческих способа выживания – цивилизацию и культуру [2].
Постоянное воздействие на человека негативных факторов меняющейся среды обитания, вероятностный (стахостический) и комплексный характер их проявления побуждал человека к ведению наблюдения, осмыслению и запоминанию свойств объектов окружающей среды, и выявлению закономерностей происходящих явлений, процессов и их опасных последствий. По мере развития и освоения примитивных орудий труда, появления речи (языка) и ремесленничества человек более осознанно стремился обеспечить свою безопасность. Постепенно человек приобретал умения и навыки распознавания (идентификации) опасностей в окружающей среде, избегать при необходимости эти опасности и защищать свою жизнь и здоровье, жизнь своего потомства и соплеменников. Благодаря формировавшимся в процессе эволюции человека способностям он выжил в условиях дикой природы и изменчивого климата.
Происходил естественный процесс накопления и передачи эмпирического опыта и эмпирических знаний, касающихся различных аспектов обеспечения безопасности человека, оказывавшегося порой в сложнейших условиях и ситуациях (занятие охотой, добыча морских животных, длительные походы (переходы) и плавания, занятие ремеслом, повседневная жизнь и т.д.). Из поколения в поколение тысячелетиями народы передавали и закрепляли эмпирический опыт, эмпирические знания, социальную информацию, обеспечивающую их жизнеспособность, в форме подражания (копирования действий), обучения определенным практическим навыкам, тренировок, традиций, обычаев и т.д. Понимание целей, задач и способов достижения безопасности фиксировались и в устном творчестве различных народов в виде мифов, преданий, сказок, пословиц, поговорок, притч, наставлений, песен и др. Накопление знаний об опасностях, передача их потомству стала для древнего человека естественной объективной потребностью и необходимым условием его существования.
Новые поколения пополняли новыми знаниями совокупность имеющихся знаний. Взаимосвязь поколений определялась конкретно историческими условиями. И в этой связи можно отметить, что в традиционном обществе будущее народа связывается с воспитанием и обучением детей, а способы передачи опыта остаются определенными и, как правило, неизменными. Однако, специалисты отмечают, что в современном динамичном обществе изменяются механизмы трансляции опыта, опыт предыдущих поколений не полностью отвечает задачам обеспечения безопасности человека в настоящем и будущем. Это обстоятельство осложняет решение задачи трансляции опыта и обусловливает возрастание роли теории безопасности жизнедеятельности в современных условиях.
Потребность в защищенности, обеспечении безопасных условий существования и деятельности, стремление к удовлетворению возрастающих жизненных потребностей, обусловливаемых ростом популяции, древние люди вынужденно осваивали новые территории в поисках лучших земель для сбора пищи, охоты, рыбной ловли, земледелия и пастбищ. Достичь этой цели древние люди могли только при условии объединения в небольшие сообщества. Эти сообщества эволюционировали благодаря и самому процессу распространения людей по территории, и такому важнейшему фактору как возникновение и развитие различных видов деятельности. В своей работе «Рост народонаселения в Европе» Б.Ц. Урланис на основе исследования трудов К. Маркса, П. Струве, В.И. Ленина подчеркивает необходимость учёта «…неразрывной связи роста населения с общественным строем, со способом производства» [6].
Расширение ареала обитания человека, развитие видов деятельности объективно приводили к возникновению новых, неизвестных ранее негативных факторов, порождавших опасности новой природы происхождения и нового характера: техногенные, биолого-социальные опасности, а также опасности, возникающие в ходе вооруженной борьбы и как её следствие.
Расширение ареала обитания людей на планете объективно сопровождалось столкновением человека с новыми, ранее неизвестными трудностями, опасностями и угрозами, которые исходили от новых источников, характерных для новых природно-географических и климатических условий.
Расширению ареала обитания человека способствовало развитие мореплавания, изначально возникшего в силу объективных потребностей человека в продуктах питания (рыба, моллюски, морские животные и растения и т.д.), стремление к богатству и наживе (добыча жемчуга, перламутровых раковин, кораллов и т.д.) и расширению торговли. Например, поиску новых рынков сбыта товаров, источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе, способствовало открытие мореплавателями новых земель и морских маршрутов в Африку, Америку, Азию и Океанию. По мере развития мореплавания, прежде всего благодаря техническому прогрессу в Европе, и перехода от исключительно побережного (каботажного) плавания к длительным и дальним морским походам моряки вынужденно сталкивались с новыми опасностями, связанными с выживанием в условиях мирового океана.
Обеспечение безопасности мореплавания достигалось на основе познания и учёта многочисленных факторов. Это проявлялось в систематическом наблюдении за природными явлениями, их описании в судовых журналах; накоплении и систематизации знаний о регулярности ветров, возникающих на границе материка и океана, и морских течениях; формировании умений и навыков в прогнозировании погоды в определённом регионе на определённый период времени; постоянном уточнении морских навигационных карт и карт побережья; установлении и введении световых и звуковых сигналов; строительстве маяков, семафорных станций, туманных сигнальных станций; введении правил для маневрирования во время ураганов и международных сигналов о бедствии и т.д.
В условиях разных цивилизаций люди по-разному стремились решать проблемы безопасности, зачастую основываясь на религиозных предрассудках, суевериях, догмах или ненаучных знаниях. В средневековой Европе (XIII-XVII вв.), например, кошек считали спутницами ведьм и в борьбе католической церкви против остатков язычества массово истребляли этих животных. Наряду с отсутствием элементарных гигиенических правил у населения, канализации в плотных застройках городов истребление кошек стало одной из причин европейских эпидемий чумы, несколько раз прокатившихся по Европе. Эпидемия чумы в 1346-1351 годах унесла по разным оценкам жизни от 15 до 35 млн. чел., что составило более 30% населения континента. Последовавшие за пандемией голод и войны привели в общей сложности к гибели 50 млн. человек [5].
Постоянная борьба с болезнями характерна для человечества на протяжении всей эволюции. Исторические источники донесли до нас описание смертоносных эпидемий чумы, оспы, холеры и малярии. Возникновение болезней и эпидемий было непосредственно связано с развитием и укрупнением городов, в которых возникали и нарастали проблемы загрязнения бытовым мусором, продуктами жизнедеятельности людей и отходами от различной деятельности. Важно отметить, что у жителей городов Европы, например, отсутствовали гигиенические привычки и навыки культуры личной гигиены, что приводило к массовому распространению блох, грызунов и способствовало распространению болезней.
Массовые потери населения от болезней в различных странах привели к осознанию необходимости отхода от религиозных догм, опоры на свои силы и, как следствие, появлению врачебной деятельности.
Древнегреческие врачеватели в основном оказывали помощь человеку при травмах и ранениях, т.к. не обладали специальными знаниями о строении человеческого тела (знаниями по анатомии). Это объясняется тем, что древние люди имели лишь эмпирические представления о строении человеческого тела, потому что не вскрывали тела умерших. Сохранились сочинения древних греков по хирургии: «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суставов», которые описывают лечение ран, переломов, вывихов и повреждений головы, свидетельствуют об уровне знаний древних в медицине. В сочинении «О вправлении суставов» описана «скамья (Гиппократа)», представлявшая собой рычаговое устройство для вправления вывихов. Древние греки создали учение десмургия – учение о повязках. В хирургии до сих пор применяется сложная повязка при травмах головы, известная как «шапка Гиппократа».
В практической деятельности врачей формируются модели взаимоотношений «врач – пациент»: модель Гиппократа и принцип «не навреди» (V-I в. до н.э.); модель Парацельса (принцип «делай добро») (I-XVIII в.); деонтологическая модель и принцип «соблюдения долга» (XIX-XX вв.) и биоэтика (социокультурный контекст) (XX – настоящее время).
В эпоху Возрождения известный немецкий врач, естествоиспытатель и химик Т. Параце́льс (1493-1541) одним из первых начал применять в лечении химические средства. Сформулированный им принцип – принцип нормирования («Всё – яд, всё – лекарство; то и другое определяет доза») вошёл в науку и нашу жизнь. Этот принцип стал основой современной фармакологии, производственной санитарии, нормирования действия предельно допустимых концентраций (ПДК) различных вредных веществ на организм человека.
Развитие ремёсел с древности было сопряжено с тяжелыми условиями труда, использованием различных химических веществ. Например, при изготовлении фетра использовалась азотнокислая ртуть (нитрат ртути). Влияние этого и других вредных веществ на человека не было изучено и поэтому меры предосторожности не применялись, что приводило к заболеванию и преждевременной смерти ремесленников, занятых производством фетра.
Впервые обобщение и систематизацию сведений о профессиональных вредностях и болезнях рабочих выполнил итальянский врач, профессор практической медицины, доктор медицины и философии Б. Рамаццини (1633-1714) в своей книге «О болезнях ремесленников. Рассуждения» (1700 г.). Он дополнил накопленные предшественниками сведения собственными исследованиями; показал связь заболеваний рабочих с профессией и образом жизни. В этом труде им описаны вопросы гигиены труда и болезни рабочих более 50 специальностей (горных рабочих, позолотчиков, химиков, штукатуров, кузнецов и других ремесленников), вызываемых соприкосновением с химикатами, металлами, пылью различного происхождения и т.п. На протяжении XVIII в. труд Б. Рамаццини был переведён на основные европейские языки и получил широкую известность. В честь Б. Рамаццини, по праву считающегося родоначальником медицины профессиональных заболеваний, в 1982 г. была учреждена Коллегия Рамаццини – всемирная организация медиков, занимающихся проблемами производственных заболеваний и болезней, вызванных состоянием окружающей среды.
С развитием ремёсел, мелких производств, мануфактур в России труд работников становился более тяжёлым и опасным. Многие жители деревень, уходившие на заработки, получали увечья и погибали на производстве. В период преобразований Петра I в народе говорили: «За ремеслом ходить – землю сиротить». В этот период законодательно были закреплены меры, направленные на защиту окружающей среды, поддержание чистоты и обеспечение безопасности рабочего:
– ограничение продолжительности рабочего дня (14 часов работы и в общей сложности 2,5 часа перерывов) (Указ «О величине трудового дня, штрафах и наказаниях для адмиралтейских рабочих», 1708 г.);
– ограничение продолжительности рабочего дня в горном и металлургическом производстве до 11 часов в дневное и 10 часов в ночное время;
– поддержание чистоты (Указ Петра I от 9 апреля 1699 г. «О наблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки»);
– запрет сброса в реки и каналы мусора и конского навоза (Указ Петра I от 1 июня 1719 г.);
– обязанность купцов отчислять деньги на безопасность судоходства и поддержание дорог в надлежащем состоянии;
– запрет на обработку древесины на берегу рек (Указ Петра I от 24 июня 1721 г.).
Изобретение различных механизмов и машин, открытие явления электромагнитизма, изобретение компаса, открытие ионизирующего излучения и многое другое послужили мощным толчком для развития промышленности, транспорта и коммуникаций. Эти достижения давали человеку не только дополнительные возможности по изменению мира, но и обусловило появление новых опасностей для человека.
Развитие промышленности и транспорта во второй половине XIX – в начале XX вв. в странах Западной Европы, России, США сопровождалось появлением и обострением негативных процессов: увеличение уровня общей и связанной с производственными условиями заболеваемости и смертности, обусловленной несовершенством техники и технологий; рост числа увечий, смертельных травм; появление новых профессиональных болезней; уменьшение продолжительности жизни людей и рождаемости; загрязнению природной среды отходами и, как следствие, активная деградация окружающей среды; увеличение аварий и катастроф на объектах промышленности и транспорте, приводивших к гибели людей, огромным экологическим потерям [4].
Развитие науки и технологий на фоне демографического взрыва, увеличения продолжительности жизни, урбанизации привели к появлению новых глобальных проблем, связанных с усилением техногенного давления на биосферу (истощение природных энергетиче¬ских ресурсов, возрастание парникового эф¬фекта), духовно-нравственной деграда¬цией людей (падение нравов, пропаганда «радужных идей и др.) и возрастанием угрозы развязывания ядерной войны. Пророческими оказалось предостережение французского учёного (1744-1829), утверждавшего: «Иногда кажется, что предназначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для жизни».
Внедрение машин и механизмов на предприятиях сопровождалось высвобождением рабочей силы. Уволенные рабочие теряли возможность прокормить себя и свои семьи, что порождало негативные процессы в обществе. Борьба наёмных рабочих за своё право на жизнь, достойный и безопасный труд приобретала непримиримый, классовый и революционный характер. Результатами классовых битв во многих странах стали разработанные и законодательно закрепленные меры по охране труда: сокращение рабочего дня до 8-ми часов, страхование здоровья и жизни, стали учитываться условия и вредные факторы производства, появились профсоюзы, разрабатывались стандарты, требования, нормы и правила (например, СНИПы) и др. Дальнейшее развитие техники и промышленности потребовало на основе накопленного практического опыта разработки и закрепления в документах определенных требований безопасности к условиям труда, средствам производства, техническим системам, промышленным объектам, направленных на минимизацию риска не только для работника, но и общества.
Частые смерти рабочих на производстве, травмы и увечья и профессиональные заболевания, приводившие к смерти рабочих, волновали умы философов, общественных деятелей, учёных и врачей. Преждевременная гибель рабов, ремесленников и простых рабочих была не выгодна и владельцам рабов, владельцам средств производства. Это было обусловлено не гуманными соображениями, а потребностями к постоянному обогащению: смерть работника приводила к снижению прибыли или дополнительным расходам. В более поздние периоды с появлением элементов социальной защиты работника смерть или потеря трудоспособности работника приводила к необходимости дополнительных расходов собственника на компенсационные выплаты работнику или членам его семьи в случае гибели. Постепенно забота о безопасности и здоровье рабочего человека становилась не только его личным делом, но и проблемой его хозяев (рабовладельцев, феодалов, помещиков, каписталистов и т.д.).
Первые сведения о безопасности труда обнаружены в древнегреческой и римской литературе (VI-IV вв. до н.э.): Гиппократ (460-377(0) гг. до н.э.) писал о важности условий труда, обратил внимание на высокую смертность горнорабочих, впервые указав на вредность свинцовой пыли, составил даже перечень «свинцовых» профессий того времени и описал клиническую картину «свинцовых колик»; Лукреций (ок. 94 — 55 до н. э.) приводит случаи тяжелой болезни рабочих серебряных рудников; Овидий (43 г. до н. э. – 17(18) год н. э.) и Плутарх (ок. 46 — ок. 127 г.) описывали картину тяжелого труда, приводившего к ранней смертности горных рабочих и кожевников.
Эмпирические знания о природе, человеке и обществе накапливаются и осмысливаются в странах Древнего Востока (в Египте, Вавилоне, Индии и Китае), которые составили важную предпосылку будущей науки. Возникают зачатки астрономии, позволяющие ориентироваться человеку на местности, передвигаться на большие расстояния без риска пропасть на просторах морей, океанов и пустынь. Учёные арабского Востока и Средней Азии: Ибн Сина (X-XI вв.), Бируни (X-XI вв.), Ибн Рушд (XII в.) и другие сохранили и развили древнегреческую традицию, обогатили науку в ряде областей знания.
В своей книге «О горной чахотке и других горных болезнях» Т. Параце́льс описывает клиническую картину заболевания горняков, сопровождавшегося лихорадкой, одышкой, кашлем и похуданием, а в работе «Шнеебергская легочная болезнь» дается характеристика заболевания горняков, связанного с воздействием ионизирующих излучений радона и короткоживущих продуктов его распада, накапливающихся в воздухе плохо вентилируемых шахт. Это заболевание позднее было идентифицировано как рак легких.
Немецкий учёный в области горного дела и металлургии, врач Г. Агрикола (1494-1555) в своём 12-ти томном труде «О горном деле и металлургии» (опубликован в 1556 г.) впервые изложил результаты системного изучения: технологических процессов горного дела, техники добычи полезных ископаемых, устройства для подъема, вентиляции и водоотлива; влияния условий труда на здоровье горных рабочих [1].
Проблемы сохранения жизни и здоровья рабочих постепенно приобретали комплексный характер, тесно увязывались с технологическими процессами и вопросами безопасности проводимых работ, безопасными условиями труда в целом. Выдающийся русский учёный М.В. Ломоносов (1711-1765) одним из первых рассмотрел вопросы безопасности проводимых работ, гигиены и организации труда. В своем трактате «Первые основания металлургии или рудных дел» он изложил результаты своих наблюдений и размышлений: сведения о вредном влиянии производственных факторов на состояние здоровья рабочих; об опасных концентрациях газа и пыли в шахтах; рассмотрел вопросы безопасности и гигиены труда «горных людей» (по сути сформулировал правила безопасности и санитарные правила при выполнении горных работ), организацию их труда и отдыха; изложил рекомендации о надежном креплении грунта с целью предотвращения его обвала, о безопасных переходах по лестницам, об отводе рудниковых вод. Известны его рекомендации рудоискателям: прежде, чем приступать к работе, обращать внимание среди прочего «не бывает ли обыкновенно на том месте какой-нибудь опасности от наводнения, от ядовитого воздуха или от какого-нибудь иного противного случая». М.В. Ломоносов предложил собственные варианты укрепления шахт: конструкции со столбами с пазами и поперечными досками; устройство лавочек, на которых на пути к выходу может отдохнуть рабочий, о железных скобах в стене рядом с лестницами, чтобы можно было надежно ухватиться и т.д.
М.В. Ломоносов создал теорию естественного проветривания шахт (ввел понятие «вентиляция»), основанную на физических свойствах воздуха при разной температуре; предложил вентиляционные установки собственной конструкции и обосновал необходимость создания вентиляционных путей на первом этапе разработки горной породы. Им описана рабочая одежда немецких горняков и разработаны рекомендации по одежде горнорабочих в России и правила её ношения [3].
Профессиональные заболевания впервые в России описаны в книге петербургского врача А.Н. Никитина (1793-1858) «Болезни рабочих, с указанием предохранительных мер» (1847), в которой были описаны условия труда работников 120 профессий и мероприятия, направленные на предупреждение профессиональных заболеваний и аварий. В журнале «Друг здравия» А.Н. Никитин опубликовал статьи о мерах предохранения от болезней на различных промыслах, о борьбе с детской смертностью. Среди переводных работ А.Н. Никитина важное место занимают работы о ядах и противоядиях, о глистных болезнях, о влиянии пьянства на физическое и нравственное здоровье человека и о венерических заболеваниях.
Массовость профессиональных заболеваний у рабочих привлекали внимание передовых врачей того времени, неоднократно обращавших внимание на высокую смертность рабочих от непосильного и вредного труда. В 1877 г. появляется первое отечественное руководство по гигиене труда Ф.Ф. Эрисмана (1842-1915) «Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда», в котором приводятся данные о влиянии условий труда на здоровье и физическое развитие рабочих.
Автор многих работ по промышленной санитарии русский санитарный врач, автор работ по статистике труда, профессиональной гигиене А.В. Погожаев (1853-1913) в период 1879-1885 гг. провёл большое обследование санитарного состояния фабрик и заводов Московской губернии, организовал первый в России «Социальный музей» и создал первый русский журнал по вопросам гигиены труда «Промышленность и здоровье» (издавался в 1902-1904 гг.).
Изучению социальной направленности гигиены уделял большое внимание русский врач, доктор медицины В.В. Светловский (1851-1901), отмечавший связь гигиены с экономическими и социальными науками. В книге русского врача, общественного деятеля и философа, одного из основоположников санитарной статистики Е.М. Дементьева (1850-1918) «Фабрика, что она дает населению и что она у него берет» (1893) показано влияние тяжелых условий труда на здоровье рабочих, высокую смертность рабочих от непосильного и вредного труда.
Массовость и выраженность профессиональных заболеваний у рабочих привлекали внимание врачей-общественников. Русский врач-гигиенист В.А. Левицкий (1867-1936) исследовал причины утомляемости, роли эмоций в этиологии (причинах и условиях возникновения) утомления. В санитарно-статистическом исследовании физического состояния населения Подольского уезда (1901) В.А. Левицкий раскрыл социальный характер профессиональных заболеваний. В его работе «Санитарные условия труда шляпного промысла» вскрыты причины физического вырождения кустарей, занятых изготовлением фетра с применением азотнокислой ртути (нитрата ртути). Впервые им были описаны выраженные отравления ртутью рабочих и членов их семей, занятых на дому производством фетровых шляп. Исследования В.А. Левицкого и его коллег, направленные на поиск безвредных технологий изготовления фетровых шляп, позволил организовать опытную мастерскую по производству фетра по безртутному (калийному) способу.
Занимаясь фабрично-санитарным надзором, он издает ряд работ по профессиональной гигиене, в числе которых особое место занимает статья «Из области коллизий между общественной гигиеной и капиталом» (1908). В 1928 г. организует Центральный Институт Наркомата Здравоохранения по изучению профессиональных болезней.
С появлением науки как особого вида деятельности человечество постепенно получило возможность по научному решению проблем безопасности. На необходимость обеспечения безопасности человека впервые на научном уровне указал польский натуралист В.Б. Ястшембовский (1799-1882). В работе «Черты эргономики» (1857) он под эргономикой представлял науку о безопасности труда, в которой приоритет отдавал машинам. По его мнению, создание безопасных машин, механизмов, оборудования и техники могло обеспечить полную безопасность работнику. Однако практика показала несостоятельность такого утверждения. Учитывать техническую сторону в безопасности недостаточно. Необходимо учитывать психическое и физическое состояние работника (оператора машины, оборудования, комплекса и т.д.), т.е. так называемый человеческий фактор, способный изменяться в зависимости от ситуации, подготовленности и психофизического состояния работника.
В труде русского физиолога и естествоиспытателя И.М. Сеченов (1829-1905) «Рефлексы головного мозга» (1866) учёный обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности; показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы. И.М. Сеченов выдвинул положение о рефлекторной основе психической деятельности, заложил научные основы физиологического анализа деятельности человека, в том числе и трудовой деятельности. В труде «Очерк рабочих движений человека» (1901) он научно обосновал необходимость ограничения длительности рабочего дня и исследовал наиболее благоприятные условия отдыха. Результаты исследований, проведенные с использованием сконструированного им двуручного эргографа (1903), регистрировавшего мышечные движения, приближенные к трудовым действиям, показали, что утомленные мышцы быстрее восстанавливаются во время активного отдыха (понятие «активный отдых» или «феномен Сеченова»). Труды Сеченова оказали влияние на развитие психологии, медицины, биологии, естествознания, теории познания, а также правозащитного, женского, рабочего и профсоюзного движения.
Разработанное выдающимся русским и советским учёным, физиологом И.П. Павловым (1849-1936) учение о темпераментах сыграло важное значение в учете человеческого фактора при обеспечении безопасности на производстве, Ученый ввел понятия условного и безусловного рефлексов как ответных реакций организма на внешние и внутренние раздражители и исследовал механизмы их образования. Введённая им категория «поведение» позволяла объяснить адаптивную гибкую реакцию организма человека на изменчивую среду, приобретение человеком устойчивых форм реакций на раздражители окружающей среды. Рефлексы рассматривались И.П. Павловым как элементы постоянного приспособления человека к окружающим условиям, постоянного уравновешивания этого взаимодействия. Открытые И.П. Павловым законы высшей нервной деятельности лежат в основе современных представлений о формировании трудовых навыков, развитии причин снижения работоспособности, характеризующейся производительностью труда, субъективным и функциональным состоянием работника,
В заключении можно сформулировать основные предпосылки накопления и формирования знаний в области безопасности человека: расширение ареала обитания и освоение человеком новых территорий; развитие промышленного производства, массовое применение машин и механизмов и развитие транспорта; рост профессиональных заболеваний, обусловленных появлением новых видов деятельности и развитием мелкого товарного и промышленного производства.
Указанные предпосылки способствовали накоплению совокупности знаний в области безопасности человека, которая характеризует современную парадигму безопасности жизнедеятельности как самостоятельной науки.

Прокрутить вверх